священник Николай Алексеевич Щепетов (1879-1937),с.Зеленцово Вачского района
Священник Николай Алексеевич Щепетов (1879–1937), с. Зеленцово Вачского района Священник Николай Щепетов родился 25 июля 1879 года в селе Каме-нищи Княгининского уезда (ныне Бутурлинского района) в семье псаломщи-ка. Обучался в Лысковском духовном училище, но по неизвестной причине был отчислен на втором курсе. В 17-летнем возрасте, осенью 1896 года, он поступил послушником в нижегородский Вознесенский Печерский мона-стырь. Начиная с 1 апреля 1899 года Николай Щепетов стал исполнять обязан-ности послушника (алтарника) при нижегородском Архиерейском доме, где находилась святительская Крестовая церковь. А 20 мая того же года он был определен на должность псаломщика к Троицкому собору в город Павлово. И вскоре состоялось его рукоположение в сан диакона. По штату при павлов-ском соборе служили сразу три диакона, двое из которых считались на долж-ности псаломщиков. 20 июня 1905 года диакон Николай Щепетов был зачислен в штат духо-венства Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Служение его в этой обители продолжалось почти пять лет. 10 апреля 1910 года последовал указ Нижегородской духовной консистории о его назначении настоятелем Кре-стовоздвиженского храма в село Зеленцово Горбатовского уезда (после ру-коположения в священнический сан). 20 сентября 1912 года отца Николая перевели в Смоленский храм в селе Нершево. На новом приходе он являлся заведующим и законоучителем в местной церковно-приходской школе. А с 1 сентября 1914 года преподавал еще и в двух земских школах, которые открылись в деревнях Алуторовка и Горышовка. Отец Николай имел большую семью. Его супругой была Ольга Василь-евна, урожденная Померанцева, дочь псаломщика. Господь даровал им пяте-рых детей. Первенцем стала дочь Ольга (1901 г. р.), на следующий год у них родился старший сын Николай (1902 г. р.), затем Серафим (1903 г. р.), а спу- стя несколько лет – дочь Мария (1910 г. р.) и сын Алексей (1914 г. р.). Стар-шие дети до революции успели получить образование в Павловской гимна-зии. Дочь Мария умерла еще во младенчестве. В советское время сын Алек-сей работал учителем в селе Ярымово, а дочь Ольга проживала с родителями. Начиная с 1923 года отец Николай стал опять служить в селе Зеленцо-во, к которому относились еще пять деревень: Горышево, Горнево (Гари), Алтуховка, Важенова и Новая. Согласно документам об официальной реги-страции зеленцовского прихода, в 1925 году настоятель храма имел «имуще-ственное положение среднее и проживал на средства от службы». В бого-служениях ему помогал местный крестьянин Иван Яковлевич Иванцов, кото-рый кроме обязанностей псаломщика в храме занимался еще и валяльно-сапожным ремеслом. Весной 1931 года отец Николай перешел служить в село Чулково Вач-ского района. На этом приходе он прослужил несколько лет, а в августе 1934 года по просьбе прихожан вновь вернулся в Зеленцово. 19 марта 1936 года Президиум Вачского исполкома принимает поста-новление о запрещении колокольного звона в селе Зеленцово. Сделано это было по ходатайству местного сельсовета и школы. Весной же следующего года районные власти принимают решение сломать каменную ограду Кре-стовоздвиженского храма. Руководство вновь созданного местного колхоза планировало построить черепичный завод, и таким образом, пыталось до-быть для этого строительные материалы. Узнав о таком намерении властей прихожане выступили против разрушения церковного имущества и по благо-словению отца Николая обратились с жалобой на решение властей к «всесо-юзному старосте» — Михаилу Ивановичу Калинину. Полуграмотные кре-стьяне направили в Москву следующее заявление (цитируется по архивным документам): «Мы верующие граждане просили председателя колхоза отло-жить разборку ограды, надеясь для того чтобы мы могли постановление Вач-ского райисполкома обжаловать перед ВЦИК, но на нашу просьбу желающие взять ограду заявили: «Сейчас берем ограду, а через несколько время, если нам не хватит кирпича возьмём и все главы и колокольню да и церковь воз-мём». Постановлением Вачского райисполкома мы не довольны, мы желали чтобы каменная ограда осталась при церкви. Если наша просьба законная просим ее удовлетворить и постановления президиума отклонить и еще дать нам гарантию на то, чтобы они против нашего желания не сломали главы и колокольню и не отобрали церковь». Несмотря на протесты жителей церковную ограду продолжили разби-рать. В свою очередь, Горьковский облисполком рассмотрев вышеназванную жалобу 19 апреля 1937 года отправил в Вачский исполком извещение о том, что необходимо: «обязать правление колхоза взамен снесенной им каменной церковной ограды немедленно поставить деревянную <…>. Кроме того, пре-дупреждаем, что слом колоколен функционирующих церквей является нару-шением закона о религиозных объединениях». 18 ноября 1937 года отца Николая арестовали и направили в Вачу в районное отделение НКВД. Во время допроса священника обвиняли в том, что по его инициативе члены церковного совета Засухина Евдокия Дмитри-евна и Васильева Анна Александровна ходили по селу и собирали подписи среди прихожан в защиту своего храма — чтобы прекратили разрушать цер-ковную ограду. Помимо этого батюшку обвинили в том, что он не подчинил-ся распоряжению сельсовета и проводил в храме причастие детей, а это яко-бы послужило причиной распространения заболевания корью среди них, и как следствие этого пришлось закрыть колхозные детские ясли на карантин. Согласно архивным документам расстреляли отца Николая за несколь-ко дней до вынесения ему официального наказания. Погиб он 26 декабря 1937 года, а приговор Особой Тройки НКВД о назначении ему Высшей меры наказания был подписан на несколько дней позднее — 31 декабря.Назад к списку