Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - 3. Мученик протоиерей Димитрий Орлов - житие
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

3. Мученик протоиерей Димитрий Орлов - житие

Дмитрий Орлов родился в семье потомственного священника Владимира Орлова в 1866 году в селе Вешки Владимирской губернии. Его прадед  Козьма Орлов служил диаконом в Муроме.

Повзрослев, Дмитрий поступил в духовную семинарию во Владимире, по окончании которой служил дьяконом в Выксунском Иверском женском монастыре. Господь благословил его счастливым браком с дочерью протоиерея Николая Свавицкого Марией. Сам же отец Николай был клириком Большеокуловского прихода. Посвятивший свою жизнь служению  Господу, отец Николай мирно преставился. По свидетельству односельчан, его могила – у храма, с правой стороны алтаря. После его кончины настоятелем Крестовоздвиженского храма села Большое Окулово стал молодой священник Димитрий Орлов.

Отец Димитрий неустанно радел о своем храме. Человек душевный и доброжелательный, он  сумел объединить жителей села на труды во имя Матери Церкви. Всего один случай, происшедший примерно в 1916 году: из Карачарова на больших, специально сделанных санях везли крест и колокол для храма. Колокол, весивший  302 пуда 10 фунтов, назывался «всполошный». В тяжелую ношу «впрягались все окуловские мужики», «крест на церковь поднимали на холстах, менялись. Все колокола, а всего на колокольне их было семь, отец Димитрий грамотно расположил по гамме: до – в центре, на запад – ре, ми – на юг, фа – на север, соль, ля, си – на восток». На Пасху звонили целую неделю так, что радостный перезвон слышался далеко по всей округе, от Покрова до Горицы.

У отца Димитрия и Марии Николаевны было пятеро сыновей: Сергей, Константин, Валентин, Александр и Анатолий. Воспитанные в благочестии, они выросли достойными гражданами. Анатолий, будучи трактористом в трудное для страны время,  поднимал целину.  Константин был женат на Екатерине Павловне, сестре Федора Серегина, псаломщика Большеокуловской церкви. Сыновья Сергея, Юрий и Вадим, живут в Москве. Дети протоиерея Димитрия свидетельствовали о личных качествах отца: «Отец Димитрий пользовался большим уважением  у всех, кто его знал. Нестяжательность, отсутствие всякого ханжества, искренняя готовность всяческими средствами помочь людям, снискали уважение  к нему всех жителей окрестности. Владея грамотой, он преподавал крестьянским ребятишкам в приходской школе и был для своих прихожан наставником, учителем, советчиком.

Благодаря заботе и хлопотам батюшки Димитрия при храме был организован большой хор, где по его благословению молодежь и крестьянские дети обучались нотной грамоте. Тогда на селе все хорошо пели, но отец Димитрий отбирал в хор самые лучшие голоса.

Известный на всю округу своей «общественной» деятельностью он, человек скромный, стеснялся этой известности и даже боялся её».

Священник  Димитрий Орлов был не только старательным настоятелем прихода, но и  исправным хозяином на своем дворе. Семья его занимала приходской дом, но хлеб свой насущный отец Димитрий добывал в поте лица своего. Сам с сыновьями пахал, косил, имел хозяйство, обрабатывал огород, сад. Особенно любил работать в саду, прививал на одну яблоню до пяти других сортов.

Отец Димитрий любил своих прихожан, старался помочь всем, кто к нему обращался, учил закону Божьему. Главное богатство, которое сумел нажить за годы служения отец Димитрий – это большая библиотека духовной литературы.

Будучи настоятелем храма в селе Большое Окулово, он оказывал не только духовную, но и медицинскую помощь – всегда спешил прийти на помощь к любому просящему. Во время холерной эпидемии 1895 года отец Димитрий как истинный слуга Божий, доверяясь Его воле, безбоязненно посещал больных, отпевал и хоронил умерших.

В январе 1930 года советская власть поставила вопрос о закрытии Крестовоздвиженской церкви. С высокой звонницы были сброшены колокола, а колокольню взорвали.  Когда сняли самый большой колокол, то сделали помост из бревен, развели под колоколом костер, и он треснул.

Церковная община активно выступала против закрытия церкви, но людей никто не слушал. Имея духовное влияние на прихожан, отец Димитрий   слезно просил их разобрать святые иконы по домам и, не устрашаясь властей, надежно спрятать от поругания.

За разорением церкви последовали арест священника Димитрия Орлова, старосты П.И.Тарасова и монахини М.П. Рогожиной, жившей при храме. Их отправили в тюрьму в Муром.

Протоиерей Димитрий Орлов 40 лет своей жизни, с 1890 по 1930 год, посвятил служению Господу на приходе села Большое Окулово. Он стал последним священником Крестовоздвиженского храма до закрытия его большевиками. Батюшка был обвинен в контрреволюционной деятельности, 3 января 1930-го осужден коллегией ОГПУ и приговорен к высшей мере наказания по ст.ст. 58-8, 10,13 УК. РСФСР. Приговор был приведен в исполнение в ночь на Крещение Господне в 1930 году. По свидетельству сельчан, отец Димитрий принял мученическую смерть: его заставили рыть себе могилу, а затем живого закопали в ней. Местные крестьяне знают это место. Староста умер в тюрьме, судьба монахини неизвестна.

 

 (Записано с письменного свидетельства  жены внука мученика Орловой Екатерины Михайловны,  от послушника Муромского Благовещенского монастыря брата Владимира, крестьянина того села в1991г, со слов Левина Ивана Ивановича в 1998 г, Фроловой Антонины в 1999 г., Серегина Федора Павловича).

 

На фото:

- протоиерей  Димитрий Орлов;

-  Крестовоздвиженский храм до разорения. Крестный ход;

- церковный хор Крестовоздвиженского храма, который создал о. Димитрий;

- Сохранившаяся страничка письма родственницы  об аресте о. Димитрия.



 

 


Назад к списку