Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3. Мученик протоиерей Димитрий Орлов

Мученик Димитрий Орлов родился в семье потомственного священника о. Владимира Орлова в 1866 году в с. Вешки Владимирской губернии. Его прадед о. Козьма Орлов служил диаконом в г.Муроме.

Повзрослев, Димитрий поступил в духовную семинарию в г. Владимире и по окончании служил дьяконом в женском монастыре г. Выкса. Господь благословил молодого служителя счастливым браком. Его женой стала Мария Николаевна Свавицкая, дочь протоиерея Николая, который в то время служил в Большеокуловском приходе.

Посвятив свою жизнь на служение Господу, о. Николай мирно преставился. По свидетельству односельчан его могила расположена у храма, с правой стороны алтаря. После его кончины настоятелем Крестовоздвиженского храма с. Большое Окулово стал молодой священник Дмитрий Орлов.

о. Дмитрий неустанно радел о своем храме. Человек, душевный, доброжелательный и грамотный, он сумел объединить жителей села на труды во имя матушки церкви. Было это примерно в 1916 году, когда из Карачарова на больших санях, которые делали специально, для колокольни везли крест и колокол, который назывался «всполошный». Весил он 302 пуда 10 фунтов. В тяжелую ношу «впрягались все окуловские мужики», «крест на церковь поднимали на холстах, менялись. Все колокола, а всего на колокольне их было семь, о. Димитрий расположил по гамме: до в центре, на запад – ре, ми - на юг, фа – на север, соль, ля, си – на восток». На Пасху звонили целую неделю так, что радостный перезвон слышался далеко по всей округе от с. Покрова до с. Горицы.

От брака с Марией Николаевной у о. Дмитрия было пятеро сыновей: Сергей, Константин, Валентин, Александр, Анатолий. Воспитанные в благочестии, они выросли достойными гражданам. Анатолий, будучи трактористом в трудные для страны время, поднимал целину. Константин был женат на Екатерине Павловне, сестре Ф.П. Серегина, псаломщика Большеокуловской церкви. Сыновья Сергея - Юрий и Вадим - живут в Москве. Дети протоиерея Дмитрия свидетельствовали о личных качествах отца: «Отец Дмитрий пользовался большим уважением у всех, кто его знал. Нестяжательность, отсутствие всякого ханжества, искренняя готовность всяческими средствами помочь людям, не говоря уже об «общественной» деятельности, снискали уважение к нему всех жителей окрестности. Он, человек скромный, стеснялся этой известности и даже боялся её. Он преподавал в приходской школе и был для своих прихожан наставником, учителем, советчиком. 

При храме был организован большой хор, где молодежь и крестьянские дети обучались нотной грамоте. 

Мученик Дмитрий Орлов был не только старательным настоятелем прихода, но и исправным хозяином в своем доме. Хлеб свой насущный добывал в поте лица своего. Сам с сыновьями пахал, косил, имел хозяйство, обрабатывал огород, сад. Особенно любил работать в саду, прививал на одну яблоню до пяти сортов. 

Отец Дмитрий любил своих прихожан, старался помочь всем, кто к нему обращался, учил закону Божьему. Главное богатство, которое сумел нажить за годы служения отец Дмитрий - это большая библиотека духовной литературы. 

Будучи настоятелем храма в с. Б.Окулово, он оказывал медицинскую помощь и всегда спешил прийти на помощь к любому просящему.

Во время холерной эпидемии 1895 года безбоязненно посещал больных, отпевал и хоронил умерших.

В январе 1930 г. встал вопрос о закрытии Крестовоздвиженской церкви. С высокой звонницы были сброшены колокола, а колокольню взорвали. Церковная община активно вступала против закрытия церкви, но их никто не слушал. 

Потом последовали арест священника о. Дмитрия Орлова, старосты П.И.Тарасова, монахини М.П. Рогожиной, жившей при храме. Их отправили в тюрьму в г. Мурома. 

Священник Дмитрий Орлов стал последним священником после закрытия нашей церкви большевиками. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в ночь на Крещение Господне в 1930г. По свидетельству сельчан он принял мученическую смерть: о. Димитрия заставили рыть себе могилу, а затем живого закопали в ней. Местные крестьяне знают это место. Староста умер в тюрьме, судьба монахини осталась неизвестной.

 

(Записано со слов Фроловой Антонины в 1999 г.)

 


Назад к списку