2013 год: Епископ Варнава совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме села Большое Окулово Навашинского района (с. Большое Окулово, Навашинский район, 27.09.2013 г.)
27 сентября епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме села Большое Окулово Навашинского района. Богослужение состоялось в престольный праздник храма.
Правящему архиерею сослужили секретарь епархии, настоятель храма протоиерей Иоанн Ляпин, благочинный Выксунского округа протоиерей Дмитрий Колоколов, благочинный Кулебакского округа протоиерей Дмитрий Ивин и другие клирики епархии. На богослужении молились глава местного самоуправления Навашинского района Владимир Малышев, глава администрации района Алексей Черепахин, глава города Навашино Леонид Гаврилов, а также многочисленные прихожане храма, жители села и города Навашино, многие из которых причастились Святых Христовых Таин.
По окончании литургии был отслужен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма.
После этого к главе епархии с приветственным словом обратился настоятель храма: "Второй год подряд в этот праздник мы совершаем молитву вместе с Вами, и в этом испытываем особую радость. Жизнь христианина имеет своим основанием Крест Христов, который мы лобызаем сегодня. Есть такие слова в богослужении: «Крест – это книга Премудрости». И в этот праздник мы научаемся этой Премудрости, которая заключается в том, как Господь открывает нам любовь Свою. Благодарим Вас за совместную молитву, которая была настоящим подарком для всех нас в этот праздник, желаем Вам Божией помощи в этом непростом архипастырском служении. Молимся о Вас, чтобы Господь укрепил Ваши телесные и духовные силы и подал мудрости", – сказал отец Иоанн.
Затем владыку поздравили дети приходской воскресной школы. Они рассказали стихи, посвященные празднику, и подарили цветы.
После этого епископ Варнава поздравил прихожан с престольным праздником и рассказал о его смысле и значении.
"Я рад сегодня всех вас поздравить с престольным праздником этого храма. Очень благодарен за слова отца настоятеля и детей, которые так хорошо и тепло нас всех поздравили.
Этот праздник особенный, в котором мы вспоминаем главное событие евангельской истории, потому что через Крест совершилось спасение Господом нашим Иисусом Христом всего человечества от смерти, от порабощения дьяволу. Только после Креста появилась возможность разрушить ад, смерть. Сойдя в ад, Христос вывел оттуда души праведников и даровал каждому из нас возможность совоскреснуть с Ним. Поэтому Крест Христов и слава Его, празднуемая сегодня, это праздник победы над смертью. Сегодня Крест, бывший когда то орудием казни, расцветает, светит всем как орудие радости, силы и любви Божией. Именно с Креста Он изрек эту фразу, которую мы все знаем: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Так Он молился за своих распинателей, которые клеветали, смеялись и оскорбляли Его. С Креста было усыновлено Матерью Божией все человечество. Теперь Богородица предстательница и молитвенница за всех нас, потому что Она как никто знает боль страдания материнского сердца, потому что своими очами видела кончину Своего любимого Сына, Господа нашего. С Креста человечество услышало слова, обращенные к благочестивому разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,43). Эти Его слова, которые пытаются осмыслить многие мыслящие люди, лежат в основе нашей христианской веры. Из них можно сделать вывод, который отличает христианство от многих других религий мира. Ведь в них говориться, что в раю будет не праведный человек, который исполнил все заповеди и угодил Богу, а человек грешный, разбойник, но покаявшийся. Поэтому мы и говорим «благочестивый разбойник», хотя это словосочетание странное, которое называется оксюмороном. Но он действительно стал благочестивым на кресте. За его покаяние и признание Господа нашего Спасителем, за его смиренную просьбу, чтобы Он не забыл и только помянул его в Царстве Своем, Господь отвечает ему: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23,43), потому что Бог наш не злопамятный. Он прощает человека кающегося и в этом – великая милость Божия, даруемая нам Крестом. Поэтому мы и чтим Крест Христов зная и помня любовь Божию к нам грешным.
Совсем недавно в праздник Рождества Пресвятой Богородицы частичка Животворящего Креста Господня, прибывшая из афонского монастыря Кутлумуш, находилась в храме святого благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде. Все, кто были в этом храме и все, кто знали об этом, притекали в этот храм и, лобызая древо честного Креста Господня, просили милости для себя и своих близких и получали ее.
Выражение «нести свой крест» мы довольно часто употребляем, понимая под этим образом несение и внутренних скорбей – борьбы со страстями, и внешних скорбей. Нам нужно понять, что, как говорил старец оптинский Амвросий, Господь специального креста для человека не творит. Часто бывает так, что Господь готовит человеку один крест, а человек берет другой. Почему так? Да потому, что воля человека не согласуется с волей Божией. И он налагает на себя, к сожалению, бремена трудноносимые. И вот Амвросий оптинский об этом и говорит: «Когда я был мирским человеком, любил поговорить». Он вообще был человеком с большим чувством юмора, и когда он говорил на каких то собраниях людей, все буквально катались по полу со смеху, настолько он был остроумным. И когда он стал монахом и старцем (а старцем он стал в тридцать лет, еще будучи молодым, но уже очень духоносным человеком), он говорил, что хочется ему сейчас жить в уединении и заниматься тем, что называется монашеским деланием, а уже не приходиться, потому что много людей приходило к нему и, наставляя их, преподобный Амвросий произносил очень много слов. Но это он говорил о себе и, понятно, что его-то глаголы были спасительны для тех, кто обращался к нему за советом. Наши не всегда такие и язык наш часто наш враг, неудержимое зло, исполненное смертоносного яда. И мы с Вами всегда должны помнить, что и самовольный подвиг, который мы берем на себя, это самодельный крест.
У нас есть два соблазна: справа и слева. Соблазн справа, это когда мы хотим жить благочестиво и берем на себя непосильные подвиги. Ну, например, подвиг молитвы, когда мы начинаем читать больше чем положено. Начинаем читать много псалтири, акафистов, берем на себя много обязательств. В некоторых больших храмах есть такой обычай: формируются двадцатки из числа прихожан, чтобы круглосуточно прочитывалась вся псалтирь. И человек войдет в одну двадцатку, потом в другую, а потом ему настолько становится тяжело, что он просит кого то другого чтобы за него почитали, а в конце концов совсем прекращает это делание, потому что оно становится непосильной ношей для него. Таких примеров можно привести очень много. Святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом говорит: «Лучше небольшое правило, но регулярно исполняемое во все дни жизни, нежели большое, но потом оставляемое». Такое небольшое правило может стать спасительным якорем для человека и служит духовным основанием для возрастания, чем большое правило, которое человек поначалу с радостью исполняет, а потом приходит к тому, что оставляет вообще всякое правило от перенапряжения. Как и человек, если он слишком много переработал, то потом у него болит спина и он не может даже встать.
Нам необходимо иметь духовную трезвость, чтобы взирая на Крест Христов, просить у Господа еще и мудрости, чтобы Он помог нам донести крест нашей жизни до конца. Но иногда бывает и другое, когда мы не хотим нести наш крест, когда хотим его облегчить. Нам чужой крест кажется очень легким, а наш – непомерно тяжелым. На этот счет есть много притч, не буду их пересказывать. Мы скулим и стонем и нам кажется, что невыносима наша жизнь, часто от этого унываем. А если хоть немного посмотреть вокруг, мы увидим, как страдают другие люди. Жены теряют мужей, люди заболевают в очень раннем возрасте и умирают в страшных мучениях от рака, дети остаются сиротами, многие умирают внезапно. Несут скорби и семейные люди, когда нет любви в семье, когда изменяют жена или муж и приходится все это терпеть, и много еще чего бывает. Вот это действительно кресты очень тяжелые. А крест одиночества, воспитания детей. Это вообще самое сложное дело, которое в наше время пускается на самотек. И мы с вами должны помнить, что Господь близко и всегда готов нам помочь нести крест, который кажется нам непосильным, и дать облегчение. Главное нам только не сходить с этой дороги, чтобы через веру в спасительность этого креста, через покаяние, достигнуть того, что мы называем Царством Божиим, спасением и стяжанием благодати Святого Духа. И эта благодать, дай Бог, осияет нас во все дни жизни нашей и будет радовать наше сердце, потому что большей радости, чем благодать Святого Духа, человек не может испытать. Все земные радости и устремления к счастью без Бога ведут только к унынию и расстройству. А если в сердце человека пребывает Бог, то он даже не замечает скорбей. Люди могут поглядеть на него и подумать, как же он все это терпит? А он этого даже не замечает, потому что сердце его предано Богу. Он славит Бога и говорит: Слава тебе Боже, Слава тебе Боже, Слава тебе Боже. Достойное по делам моим приемлю. Помяни меня Господи во Царствии Твоём».
Пресс-служба Выксунской епархии. 27/09/13.
Назад к списку