2013 год: В день памяти преподобного Сергия Радонежского епископ Варнава совершил Божественную литургию в церкви во имя Святаго Пророка Илии села Филинское, Вачского района - 18.07.2013 г.
18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в церкви во имя Святаго Пророка Илии села Филинское епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию.
Ему сослужили секретарь Выксунской епархии протоиерей Иоанн Ляпин, настоятель храма иерей Сергий Селищев и другие клирики епархии. На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились глава администрации Филинского сельсовета Аверьянов Андрей Евгеньевич, заместитель главы администрации района Лисин Сергей Викторович.
По окончании богослужения к правящему архиерею обратился настоятель храма Сергий Селищев со словами благодарности за визит на богохранимую филинскую землю. «Наши сердца переполняет великая радость, великое благодарение Богу за то, что в наш приход, впервые в его истории, приехал разделить нашу молитву апостольский приемник. Мы нижайше благодарим вас за ту молитву, которую вы преподали научением нам недостойным, и благодарим вас, владыка, за ваш архипастырский визит», - сказал отец Сергий. В память об этом он преподнёс главе епархии святую панагию с образом преподобного Серафима Саровского.
В своей проповеди архипастырь рассказал об отмечаемом в этот день празднике, особенно обратив внимание присутствующих на то, как важно нам побеждать вражду и стремиться к единству, стяжая смирение и мир душевный:
"Преподобный Сергий – один из самых почитаемых святых Русской Церкви. Его значение для Святой Руси огромно. Он прожил почти 80 лет и большой след оставил в истории России.
Преподобный Сергий не завещал нам письменных наставлений и поучений, мы знаем его жития из описаний Епифания Премудрого, кое-что знаем из истории. До нас дошли воспоминания современников, видевших преподобного Сергия, а также воспоминания тех многих людей, которым он помог. Многим он помог уже по своей блаженной кончине, его помощь была как ответ на молитву у раки его святых мощей. И до сих пор к его раке стекается множество народу, не только из России, а изо всех стран, и всем он скорый помощник.
Божьим промыслом мне выпала доля восстанавливать Свято-Успенский монастырь Флорищевой пустыни, и там я читал житие святителя Иллариона Суздальского. Когда преподобный Илларион ещё не был святителем, а имел только мысли принять монашество и дал об этом обещание Богу, в это время он был сильно искушаем помыслами о женитьбе. И за это был поражен слепотой. Преподобный Илларион долго просил у Бога прощения, но исцеление не приходило. Тогда он пошел искать предстательства преподобного Сергия, и тот ответил на его молитву. Преподобному Иллариону вернулось зрение, а когда он лег отдохнуть после долгой молитвы, в тонком сне к нему явился сам Сергий Радонежский и направил его во Флорищеву пустынь. Видите, какова связь преподобного Сергия и с Владимирской, и с Нижегородской землей, и со всеми землями Святой Руси. При жизни он основал много монастырей и посеял семя монашеской жизни во многих местах.
Конечно, когда преподобный Сергий уходил в Радонежские леса, не думал, какую великую роль он сыграет в истории нашей страны. Но когда через покаяние, через подвиги он стяжал в своем сердце великий дар, который преподобный Серафим называет «дух мирен», люди потянулись к нему, их привел к нему Бог. Так основалась великая Троице-Сергиева Лавра, начавшаяся с небольшого монастыря с деревянными строениями в темном дремучем лесу. И эта Лавра также сыграла огромную роль в деле спасения России, особенно в тяжкое смутное время начала 17-го века.
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – прекрасные слова преподобного Серафима Саровского, которые отражают самую суть подвига преподобного Сергия Радонежского.
Те, кто видел отца Сергия, поражались именно этим мирным, кротким его духом. Он был очень смиренен, носил скромную одежду, залатанный подрясник, всегда разделял повседневные труды вместе с братией. И зачастую те, кто его искал, просто не узнавали преподобного Сергия, ибо чем больше в человеке благодати, чем больше в нем духовного сокровища, тем менее эффектно он выглядит. И братия избрала его игуменом, хотя человеком он был совершенно невластным, и искал только одного – спасения своей души.
И вот благодаря тому миру, который преподобный Сергий обрел в своем сердце, он мог мирить и братию, мог мирить князей. Как известно, Русь в то время была раздроблена, и княжества враждовали между собой и не хотели объединяться под началом великого князя. Преподобный Сергий понимал, что в единстве сила, что, только объединившись, можно дать отпор страшному врагу, который терзал тогда и истощал Святую Русь.
Кротким словом он смог смирить непокорного нижегородского князя Бориса, который также не хотел подчиняться московскому князю. Более того, князь Борис распорядился закрыть все монастыри, когда к нему пришло первое посольство с предложением об объединении. Князь Борис был разъярен, что объявил так называемый интердикт. Это означало, что люди не могли молиться, участвовать в таинствах и принимать в них благодать Божию, люди не могли ни креститься, ни венчаться, ни причащаться, ни исповедоваться. Это была катастрофа, потому что тогда люди, в отличие от нынешнего времени, жили духовной жизнью.
И тогда преподобный Сергий отправился к князю Борису. И кроткие, мирные, полные любви слова преподобного растопили сердце князя. И тот по доброй воле повелел вновь открыть храмы, сам отдал престол своему брату и покорился под первенство московского князя. Также преподобный Сергий ходил и к рязанскому князю и тоже смог его умирить. Таким вот образом собиралась, сплачивалась великая Русь, которая впоследствии смогла дать отпор татаро-монгольскому игу, когда была одержана первая победа.
Посмотрите, сколько может сделать один человек, как велика роль личности в истории. Преподобный Сергий стяжал в своем сердце «мир душевный», и мы с вами, братья и сестры, должны подражать ему в этом главном его качестве. Потому что, не имея мира внутри себя, мы постоянно раздираемся и враждуем. Как человек может хранить и умножать мир в своей семье, если у него в душе нет мира, если у него постоянное раздражение, осуждение, гнев на свою жену и детей? Как такой человек может служить делу мира? Естественно, что и жена его и дети тоже не будут мирными, ибо им неоткуда брать пример, негде учиться. Поэтому каждый из нас должен стремиться к миру.
Дай Бог, чтобы каждый из нас смог бы почувствовать в сердце Мир Христов. Ведь все-таки иногда мы его чувствуем – когда чисто исповедуемся, не обеляя себя и не скрывая свои грехи, когда причащаемся. Господь очищает нас от грехов, и в сердце нашем рождается мир. Дай Бог, чтобы этот мир сердца все-таки был бы некоей константой в нашей душе, и если покидал нас, то совсем ненадолго. И тогда мы с вами многого сможем достичь в деле собственного спасения, и люди вокруг нас тоже начнут спасаться. Братья и сестры, будем стремиться к смирению. Мы должны смиряться, мы должны понимать, насколько мы грешны и несвяты, как много у нас страстей. И мы должны иметь Бога в помощники в борьбе с этими страстями, ибо сами мы не справимся.
Дай Бог, чтобы память преподобного Сергия возбуждала в нас духовную радость и умиление, желание следовать примеру его жития. Дай Бог, чтобы образ Святой Троицы, которую он так прославил, всегда также сиял перед нашим духовным взором, чтобы мы, глядя на этот образ, побеждали ненавистную рознь мира. Дай Бог, чтобы Господь помог нам все силы духовные собрать воедино во славу Святой Троицы молитвами святого Сергия".
Текст Светланы Маховой. Сайт Выксунской епархии.
Назад к списку