Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Смирнов Николай Порфирьевич (1878–1937), священник в с. Чудь Вачского района и в с. Сосновка Ардатовского района

 

Смирнов Николай Порфирьевич-выпускник семинарии  - 1906 год

 

Протоиерей Николай Порфирьевич Смирнов родился 2 февраля 1878 года в священнической семье. Его отец Порфирий Никифорович Смирнов и дед Павел Иванович Флоринский, каждый в свое время, служили настоятелями в храме Преображения Господня в селе Доронино Шуйского уезда (ныне подворье Свято-Введенского женского монастыря в Ивановской епархии).

         В 1906 году Николай Смирнов, как и его старший брат, окончил курс обучения во Владимирской духовной семинарии. Спустя два года, 10 ноября 1908 года, он обвенчался с Верой Ивановной Взоровой (дочерью священника), а 17 ноября того же года состоялось его рукоположение в сан священника. Первым его приходом стало село Малые Дорки, расположенное на речке Матне в Вязниковском уезде Владимирской губернии. Церковь Преображения Господня с тёплыми приделами — в честь святителя Николая и апостола Никанора была построена здесь в 1800 году на средства помещика Михаила Соломоновича Маркова (до наших дней этот храм не сохранился).

         После 1918 года отец Николай и члены его семьи были лишены гражданских прав. Богоборческая политика новой власти всячески притесняла духовенство и благочестивых мирян. Осенью 1929 года отец Николай был осужден Тройкой ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности по ст. 58, п. 10 и приговорен к трем годам ссылки в Северный край. В период с 29 ноября 1929 года по 23 ноября 1932 года он находился на «вольной высылке» в Архангельске.

         После ареста мужа матушка Вера осталась одна с двумя сыновьями — Серафимом и Николаем. У нее было слабое здоровье, и жить в сельской местности ей было сложно. Тогда она решила уехать к родственникам в город (по воспоминаниям потомков, вроде бы в Москву). Однако там ее не приняли, когда узнали об аресте отца Николая. Испугавшись, матушку не пустили с детьми даже переночевать. Спустя много лет младший сын Николай вспоминал, как его мать была вынуждена постелить им газеты на скамейке в парке, так они провели ночь. Впоследствии эти же родственники тайно помогали – присылали матушке посылки.

         Когда отец Николай в 1933 году вернулся из ссылки, то его семья разделилась. Батюшка забрал с собой младшего сына Николая на свой новый приход – в село Чудь Монаковского сельсовета в Навашинском районе. Его назначил сюда своим благословением в июле 1933-го епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский). Однако прослужил отец Николай в местном Успенском храме недолго, только полтора года. Старожилы этого села рассказывают, что священника увез, по его же просьбе, чудской крестьянин Степан Поросёнков, после чего последний был арестован. Причина, по которой отец Николай был вынужден покинуть чудской приход, не известна. Возможно, он был также арестован, а затем по требованию местных властей подвергся административному наказанию — запрету на проживание на территории района.

         Согласно архивным документам, впоследствии новым местом служения отца Николая становится небольшой деревянный Знаменский храм в селе Сосновка, находившийся во втором благочинии Ардатовского района (ныне эта церковь утрачена). В конце 1932 года здесь был арестован другой репрессированный священник — иерей Павел Дертев, которого отправили на пять лет заключения в лагерь.

         На момент очередного ареста отца Николая, который произошел 10 ноября 1937 года, его семнадцатилетний сын Николай учился еще в школе в последнем классе (в другом селе Ардатовского района — Котовке). Матушка же священника Вера Ивановна вместе со старшим 20-летним сыном Серафимом проживала тогда в Костроме (по адресу ул. Текстильная, д. 26, кв. 1). На этот раз сельского пастыря обвиняли в антисоветской деятельности и антиколхозной агитации в составе организованной контрреволюционной группы. Всего по данному делу кроме отца Николая было арестовано еще двое жителей Ардатовского района: священник Николай Васильевич Персидский и бывший псаломщик Василий Алексеевич Омелин (1875 г. р.) из села Чуварлей-Майдан.

         Во время кратковременного следствия престарелый священник не признавал выдвинутые против него обвинения. Из текста протокола допроса отца Николая от 11 ноября 1937 года:

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Требую рассказать о своей контрреволюционной деятельности.

— Контрреволюционной деятельностью я не занимался, сказать на требуемый вопрос ничего не могу.

— Вы говорите ложь. Среди верующих вами распространялись контрреволюционные слухи о скорой перемене власти, о войне. Требую отвечать по существу.

— Слухов среди верующих о войне и перемене советской власти я не распространял.

— Вы продолжаете давать ложные показания о своей контрреволюционной деятельности. Следствие располагает данными о ваших связях с попом Персидским и проводимой совместной контрреволюционной деятельности. Требую вскрыть ваши связи с попом Персидским и организованную вашу контрреволюционную деятельность.

— Связь с Персидским я действительно имею с 1935 года. Эта связь заключается в том, что мы друг друга навещали у себя на квартирах, где проводили совместные беседы, но контрреволюционной разговоров у нас не было.

— Вы уклоняетесь от прямого ответа о вашей с попом Персидским контрреволюционной деятельности. В своей квартире и у Персидского вами устраивались контрреволюционные сборища, где обсуждались ваши контрреволюционные действия. Расскажите об этом.

— У меня в доме и у Персидского мы действительно собирались. В апреле 1937 года я был в селе Котовка у Персидского, где также присутствовали неизвестные мне лица. Одного из них мне Персидский назвал, но фамилию его я забыл, помню только, что он был из села Чуварлейский Майдан. Присутствовали Персидский, читали правило исповедования, в этом принимал участие и я, потом разговаривали о посещении церкви верующими. Больше разговоров у нас никаких не было.

         Постановлением Тройки Управления НКВД по Горьковской области от 19 ноября 1937 года священник Николай Порфирьевич Смирнов был приговорен к расстрелу с конфискацией личного имущества. Расстреляли отца Николая 28 ноября 1937 года, в один день вместе с В.А. Омелиным. Спустя годы, 26 декабря 1989 года, заключением прокуратуры Горьковской области они были реабилитированы.

         В те уже далекие от нас времена, когда осуществлялись массовые репрессии советских граждан, не менее сложно и трагично сложилась судьба родственников отца Николая. Родной его брат, священник Петр Порфирьевич Смирнов, служивший на своей малой родине в селе Доронино, ради своей многодетной семьи отрекся от духовного сана. Другой брат, Павел Порфирьевич Смирнов, всю свою жизнь скрывал свое происхождение, он работал в колхозе сельским учителем. Сестра Клавдия Порфирьевна Смирнова являлась женой прославленного священномученика протоиерея Иоанна Прудентова из села Большие Дорки, который был расстрелян 25 сентября 1937 года (его имя внесено в собор святых Ивановской митрополии).

         Старший сын отца Николая, Серафим Николаевич Смирнов (1917 г. р.), пропал без вести в годы Великой Отечественной войны; второй сын, Николай Николаевич Смирнов (1922–2007), тоже был участником войны. После ареста отца Николая его приютил бездетный родственник, дядя со стороны матери, благодаря которому он смог получить образование. Перед войной Николай Николаевич учился в ремесленном училище и одновременно посещал занятия в аэроклубе. В 1941 году записался добровольцем на фронт. Воевал в пехоте, в боях на Воронежском фронте получил ранение, лечился в госпитале. После его приняли на учебу в авиационное училище, так как у него уже были летные навыки. Так сын священника стал военным летчиком, имел боевые награды. После войны он продолжил службу в авиации, женился и переехал в город Воронеж. Своего старшего сына Николай Николаевич назвал в честь репрессированного отца — Николаем. Сегодня благодаря его потомкам сохранились фотографии и воспоминания о династии  священнослужителей Смирновых.

Смирнов Николай Порфирьевич (1878–1937),  священник в с. Чудь Вачского района и в с. Сосновка Ардатовского района 

По материалам Комиссии по канонизации Выксунской епархии,

автор-составитель историк Дёгтева Ольга Владимировна


Назад к списку