Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

д. Овечкино, Вачский район - Храм-часовня в честь Святых Бессребренников Космы и Дамиана

Вачское благочиние Выксунской епархии Нижегородской митрополии Московского патриархата было образовано в 2012 году, когда была создана Выксунская епархия.

Благочиние объединило православные приходы, находящиеся в границах Вачского и Навашинского районов. До этого они входили в Кулебакское благочиние Ннижегородской епархии. А ещё раньше – до создания в 1929 году Вачского и Навашинского районов  Нижегородской области православные приходы, и, следовательно, храмы являлись частью Монаковского, Новосельского, Горбатовского благочиннических округов Владимирской и Нижегородской епархий. Всего было 47 храмов, в том числе на территориях нынешних районов: Вачского – 34, Навашинского – 13. Из них в 30-е и последующие годы прошлого столетия 18 храмов были полностью разрушены.

В числе храмов, стёртых с лица земли Вачской, оказалась и церковь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Космодамианского погоста.

Поскольку сейчас нет ни погоста, ни церкви, многие верующие спрашивают: а где же они находились? Для ориентиров на местности возьмём деревню Короваево  и асфальтированную дорогу Новосёлки – Жайск. Так вот, Космодамианский погост и церковь при нём располагались напротив деревни Короваево, примерно в двух километрах от неё, за дорогою – на север. В настоящее время там осталось кладбище, на котором установлен Поклонный крест. К этому святому месту ведёт еле заметная заросшая полевая дорога.

В историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии от 1897 года говорится, что в писцовых книгах 1628-30 годов отмечено: «Космодамианский погост с деревнями пожалован был в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину.

Погост Космадамианский находился в 170 верстах от губернского города (Владимира) и в 50 от уездного (Мурома).

«В погосте в то время была церковь Космы и Дамиана, деревянная. А в церкви Божия милосердия – образ местной Космы и Димиана в Киоте на золоте, два образа Пресвятой Богородицы запрестольной «Умиление». Да книг: на престоле Евангелие письменное в пол-десять, сосуды церковные – потир медный, блюдо деревянное, Апостол – печать Московская, да Псалтырь – мирское денье; пять колоколов – не велики…

Да на церковной земле во дворе поп Исаак Игнатьев, поп Игнатий Федотов и Авраам Климентов,

пономарь и просвирня, да на церковной же земле бобылей 12 дворов - питаются от церкви Божией. Пашни церковной, средние земли, 20 четвертей в поле, да за попами на оброке 25 четвертей. Оброку платят в приказ Казан­ского дворца по 2 руб. 16 алтын 4 деньги, сена 50 копен; да на том же Погосте кабак да под Погостом перевоз».

Что касается Космодамианского прихода, то сведения о нём имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. На Погосте церковь Космы и Дамиана. У той церкви двор попа Федо­ра, дьячков и пономарский. В приходе четыре двора крестьянских и 3 – бобыльских (в позднейших сведениях говорится, что в Космодамианском погосте крестьянской оседлости не было).

В 1833 году вместо обветшавшей деревянной церкви началась постройка каменного храма.

До наших дней сохранилось воспоминание о священнике Космодамианского погоста Григорие Михайловиче Алявдине, написанное священником села Красно протоиереем Ксенофонтом Смирновым в 1877 году.

В воспоминании отмечается, что Григорий Алявдин состоял при Космодамианской церкви 63 года, из которых священствовал 50 лет и был духовником 40 лет.

Интересно, что Григорий Михайлович был сыном священника этого погоста. В нём же священствовал его дед Иоанн и прадед Григорий. Итак один род беспрерывно и преемственно священствовал в одном приходе около полутораста лет.

При глубоком благоговении и усердии в Божественной службе отец Григорий (Михайлович) оказывал великую ревность к благополепию дома Божия.

В погосте Космодамианском храм и колокольня были деревянные, и от долговременного существования пришли в ветхость. Отец Григорий возбудил свои прихожан, крестьян, приступить к постройке каменных – сперва храма, а потом и колокольни.

Прихожане видели, как он заботился о всевозможноскором сооружении храма, как много трудился в сем благоугодном деле, и увидели, что Господь благословил его труды, увенчал полным успехом.

В непродолжительном времени на возвышенном месте погоста, к удивлению окрестных жителей, явились, вместо деревянных, храм и колокольня каменные благолепные. Сведения свидетельствуют, что один придел храма был освящён в 1837 году, другой в 1844 году. А главный храм в 1859 году. Постройка колокольни окончена в 1859 году.

Таким образом, в храме имелось три престола: главный - в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, в трапезе теплой - во имя св. Николая Чудотворца и св. пророка Илии.

В воспоминании Ксенофонта Смирнова отмечается: «Особенно хорош вид на этот храм с реки Оки и с противоположной стороны. Правый гористый берег, на котором находится погост Космодамианский, понижается против погоста, как бы нарочито для того, чтобы показать плавателям в величественной красе храм Космодамианский. С левой стороны Оки он виден вёрст за 40. Так удачно выбрано место для храма!»

Заслуживает особого внимания то обстоятельство, при каких средствах отец Григорий успел соорудить такой храм. Приступил к сему великому делу с 10 рублями, а кончил его, издержавшими несколько тысяч. Откуда же взялась такая значительная сумма?

Отец Григорий писал убедительные письма господам, бывшими тогда владельцами прихожан, и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил в город Муром. Где личною просьбою приобретал немалые пожертвования от любителей благолепия дома Божия, - а в окрестные приходы для того же посылал диакона.

Космодамианский приход небольшой и небогатый; но Господь помог отцу Григорию и его помощнику старосте Родиону Петровичу Кузнецову устроить такой храм, какого не везде можно встретить и в больших, богатых приходах.

Несмотря на то, что отец Григорий уже преклонных летах приступил к строению храма (ему был в 1833 году 61 год), он сподобился послужить в нём 22 года.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена доста­точно. Из священных предметов древности в церкви сохранились: 1- напрестольное Еванге­лие, печати 1640 года с подписью по листам: «7155 г. сию книгу св. Евангелие выменял и приложил к Чудотворцам Космы и Дамиана в храм на престол крестьянин деревни Жайск по родственниках и родителях; 2,- Апостол - печатанный 1694г., приложенный монахом Московского Сретенского монастыря Геннадием на память о его родителях».

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Земли при церкви: усадебной 1950 сажен, пахотной 45 десятин 216 сажен, сенокосной 5 десятин 135 сажен, под дровяным Лёсом 20 десятин 1065 сажен, под церковью, кладбищем, дорогами и неудобной 1 десятина 102 кв. саж. А всего 73 десятины 168 сажен. План и ме­жевая книга на эту землю имеются.

Приход состоял из деревень: Короваева (2 версты от церкви), Шарапова (4 версты от церкви), Ташлыкова, Палицына (6 верст от церкви), Овечкина (6 верст от церкви), Перенков (5 версты от церкви), Мелешек (3 версты от церкви).

Рассмотрим что же из себя представляли Космодамианский погост и приход. В этом нам поможет статистическое обозрение Муромского уезда «Сто лет назад и теперь» Николая Григорьевича Добрынкина, показывающее изменения, прошедшие за минувшее столетие в Муросмком уезде после генерального межевания 1780 года.

Космодамианский погост

В примечании Генерального межевания записано: «На правой стороне речки Ченигировки церковь деревянная Космы и Дамиана; земля иловатая, хлеб средственный, лес по оврагам дровяной».

При погосте проживает одно духовенство. Ныне (в 1880 году) церковь каменная. Церковнослужители занимаются земледелием.

До Мурома – 17,5, Яковцево – 7,5, Камеры земского начальника – 213,4, пункта Нехайки - 15,5 и пристани Пожога – 9 верст.

Короваево

Деревня Короваево входит в состав общей дачи Генерального межевания села Голянищева с деревней Слободища, (теперь не существует).

В примечании помещено: «деревня Слободища и Короваево, речки Поповки, на правой стороне и безымянноого; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, крестьяне – на пашне».

Владения Марьи Васильевны Самариной.

В настоящее время (1880 года) в ней 46 дворов, 119 мужчин и 116 женщин, всего 235 душ.

Последний помещик – господин Засецкий. Жители ведут полевое хозяйство и в летнее время отправляются на Волгу матросами.

Мелешки

Генеральное межевание застало деревню при 7 дворах, 17 мужчинах, 20 женщинах, всего 37 душах.

Примечание объясняет – «на левой стороне речки Пришчевки: хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне – на пашне».

Общее владение графа Ивана Илларионовича Воронцова и Сергея Наумовича Синявина.

В настоящее время (1880 года) дворов 30, мужчин 70, женщин 80, всего 150 душ.

Последний вотчинник - князь Голицин.

Крестьяне – земледельцы. Отходят на Волгу матросами.

В деревне 2 ветряных мукомольных мельницы.

Овечкино

Деревня находится в общей даче Генерального межевания села Жайского; в ней: дворов 15, мужчин 47, женщин 44, всего 91 душа.

В примечании находим: «Овечкина вышеписанной же речки Шерши и безымянного оврага – на левой же».

Общее владение Ивана Ивановича Юшкова и Василия Петровича Измайлова.

Ныне: дворов 47, мужчин 153, женщин 149, всего 302 души.

Последние помещики: баронесса Вольф и Клушин.

Крестьяне – земледельцы отходят на Волгу матросами. В деревне сапожное мастерство, шорники и ветряная мукомольная мельница.

Перенки

Входит в состав общей генеральной дачи деревни Бежаново с другими. В Перенках: 6 дворов, 12 мужчин, 14 женщин, всего 26 душ.

Владение Сергея Наумовича Синявина

В настоящее время (1880 года): дворов 7, мужчин 15, женщин 19, всего 34 души.

Последний владелец - князь Голицын.

Крестьяне – земледельцы. Отхожий промысел на Волгу – рабочими, а в другие места идут мельниками по найму.

Пальцино

Деревня замежевана совместно с селом Жайским и другими в одну генеральную дачу.

Из примечания извлекаем: «Пальцино, показанной же речка Шерши и безымянного оврага – на правой».

Общего владения: Ивана Ивановича Юшкова и Василия Петровича Измайлова.

В деревне: 11 дворов, 29 мужчин, 24 женщины, всего 53 души.

В настоящее время (1880 года) две деревни – старая и Новая. Мы будем рассматривать их сообща; в них: дворов 37, мужчин 95, женщин 81, всего 176 душ.

Последние вотчинники: барон Вольф и господин Клушин.

Крестьяне занимаются земледелием. При деревне находятся заведения: два красильных, кожевенное, шорное, шапочное; в домах шьют кожаные голицы и отходят на сторону для землекопных работ.

Ташлыково

Деревня замежована в одну дачу генерального межевания села Жайского с прочими. В деревне было 6 дворов, 18 мужчин, 17 женщин, всего 35 душ.

Владения Юшкова и Измайлова.

По последним сведениям (1880 год) в деревне считается: 21 двор, 61 мужчин, 57 женщин, всего 118 душ.

Последние помещики  - барон Вольф и господин Клушин.

Жителя занимаются хлебопашеством и принимают участие в работе по добыванию алебастра в Жайских горах. Отхожими промыслами пользуются: землекопы и на Волге – чернорабочие.

Шарапово

Состоит в одной даче генерального межевания села Жайского с деревнями

В ней было: дворов 11, мужчин 21, женщин 27, всего – 48 душ.

В примечании находим: «Шарапова, безымянных оврагов; одного – на правой, а  другого на левой сторонах».

Общего владения: Ивана Ивановича Юшкова и Василия Петровича Измайлова.

По позднейшим данным в деревне: дворов 39, мужчин 98, женщин 92, всего – 190 душ.

Последние владельцы: господа Потёмкин и Клушин. Кроме ведения хлебопашества, жители отправляются в Москву на извозный промысел и в разные места для землекопных работ.

В селениях Космодамианского приходапроизошли за 100 последних лет следующие изменения в количестве дворов и в численности жителей

Селения

Сто лет назад

По сведениям 1872-1878 г.г.

Дворов

Мужчин

Женщин

Всего

Дворов

Мужчин

Женщин

Всего

в д. Короваево совместно с с. Голянищевым

46

119

116

235

Пальцине

11

29

24

53

37

95

81

176

Ташлыкове

6

18

17

35

21

51

57

118

Шарапове

11

21

27

48

39

98

92

190

В погосте Космадамианском

крестьянской оседлости не было

Мелешках

7

17

20

37

30

70

80

150

Овечкине

15

47

44

91

47

153

149

302

Перенках

6

12

14

26

7

15

19

34

ВСЕГО СЕЛЕНИЙ

8

в них

56

144

146

290

227

611

604

1215

 

Таким образом, за 100 лет в Космодамианском приходе количество дворов возросло на 71, а численность жителей – на 925 душ. Наибольшее увеличение – более чем в три раза – заметно по дворам и численности населения в деревне Овечкино.

Из церковно-метрических книг мы узнаём, что в церкви в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в разные годы служили священники Михаил Миловидов, Алексей Орлов; дьяконом - псаломщиком был Михаил По­пов.

В 30-х годах прошлого столетия в данном приходе служил священник Касторский Ва­силий Алексеевич, который был арестован 18.11.1937 года и 16.01.1938 года расстрелян. Вечная ему память!

Церковь в честь святых бессребренников Космы и Дамиана просуществовала до Великой Отечественной войны. По воспоминаниям Дмитрия Евгениевича Лышникова и старожил деревни Мелешки, во время войны жители близлежащих деревень её взорвали (думается не без участия местных властей), так как она, якобы служила наводкой для немецких лётчиков при бомбёжке населённых пунктов и других объектов. Таким стратегическим объектом в тот период являлась Жайская нефтебаза, расположенная недалеко от церкви и играющая большую роль в снабжении нефтепродуктами колхозов и промышленных предприятий Вачского района. Её закрыли в конце 90-х годов прошлого столетия.

Помнят ли потомки прихожан о Космодамианском храме? Конечно, они не забыли о нём и на погосте установили Поклонный Крест.

А ещё одна приятная новость, появилась в праздник дня Семьи, Любви и Верности, отмеченный в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, в честь которых около села Жайск, на берегу Оки построен православно-архитектурный комплекс, включающий в себя Поклонный Крест, памятник и часовню. Находится «Княжеское урочище» как его называют в народе, вблизи бывшего Космодамианского погоста. И здесь ежегодно проводятся богослужения при стечении большого количества верующих. В этом году Божественную Литургию 8 июля совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава. В этот же день Владыка Варнава заложил капсулу с грамотой в Алтарную часть строящегося храма-часовни в честь святых бессребренников Космы и Дамиана в деревне Овечкино.

Конечно, в деревнях, относившихся к Космодамианскому приходу, сейчас постоянно проживают единицы жителей, но в летний период селения оживают и наполняются потомками коренных селян и дачниками.

В деревне Овечкино, где постоянных жителей нет, уже появились несколько новых домов.

 

К сведению читателей:

Во второй половине III века в Риме, в период лютых гонений на христиан, жили два брата-близнеца, два врача-бессребреника Косма и Дамиан. Это вторая двоица одноименных святых целебников, прославленных Церковью, а всего их три: Косма и Дамиан Римские, Асийские и Аравийские.

Они происходили из знатной семьи; родители воспитали их вере Христовой, и братья, изучив врачебное искусство, не только исцеляли страждущих различными недугами, не требуя за это никакой платы, но сами отыскивали болящих и помогали неимущим.

«Мы только возлагаемъ на васъ руки, и ничего не можем сделать нашею собственною силою, все же совершаетъ всемогущая сила Христова», — говорили они страждущим. И уверовав, те действительно получали выздоровление. По молитве святых обратился Христу и исцелился даже гонитель христиан император Карина (283-284 гг.). После чего с миром отпустил братьев, позволив и далее проповедовать христианскую веру.

Земная жизнь святых увенчалась в 284 году мученическим венцом: врач-язычник, некогда обучавший их медицине, из зависти пошел на грех убийства. Заманив братьев в горы, якобы для сбора целебных трав, он напал и убил сначала одного, а затем другого. В Риме сохранился посвященный им храм, построенный в 530 году.

Согласно церковному преданию, святые Косма и Дамиан Римские некоторое время жили в ссылке в Тавриде (Крыму), у подножья Чатырдага, недалеко от Алушты. Здесь с древних времен сохранился источник их имени, а в XIX веке устроен и монастырь. Обитель славится чудотворной иконой святых Космы и Дамиана Римских с частицей их мощей.

Память святых бессебренников Космы и Дамиана Православная Церковь отмечает 14 июля. Этот  день считается престольным праздником в Космодамианском приходе.

 


Назад к списку