с. Большое Окулово, Навашинский район - Православный приход церкви в честь Воздвижения Креста Господня (газета "Приокская правда №77 от 01.10.16 г.)
Это один из 12 главных или двунадесятых праздников Православной Церкви. В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. 27 сентября в Крестовоздвиженском храме с.Б-Окулово праздничную Литургию возглавил глава Выксунской епархии епископ Варнава. Ему сослужили секретарь епархии и настоятель храма протоиерей Иоанн Ляпин, благочинный Вачского округа протоиерей Александр Черненков и клирики епархии.
Из истории храма…
Первые известия о селе Окулово можно найти в окладных книгах ХVII века за 1676 год. По этим книгам в селе значится церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня. В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо нее построена новая деревянная церковь. В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С. С. Уварова в Окулове был построен каменный храм с такой же колокольней. Престолов в храме было три: главный – в честь Воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. муч. Флора и Лавра.
Последним священником до закрытия нашей церкви был отец Дмитрий Орлов – человек грамотный, душевный, доброжелательный. Он и лечил прихожан, и учил закону Божьему, старался помочь всем, кто к нему обращался. Отец Дмитрий окончил духовную семинарию в г. Владимире, служил дьяконом в женском монастыре г. Выкса, затем стал настоятелем храма в с.Б Окулово, где и прожил до конца своей жизни, приняв мученическую смерть в 1930 году. При храме был организован большой хор, где молодежь и крестьянские дети обучались нотной грамоте. В январе 1930 г. встал вопрос о закрытии Крестовоздвиженской церкви. Церковная община активно выступала против этого, но их никто не слушал. Погасли свечи и лампады, Божий храм осквернили, разграбили. Лишь в 1990 г. в короткий срок (9 месяцев напряженной работы) двери воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра. Весной 1998 года начали возводить новую колокольню, и ровно через год состоялось торжественное освящение готового придела церкви.
С момента вновь открытого для Бога и людей храма в нем служили шесть священников: отец Александр Куликов, энергичный, талантливый, он жил святым делом богослужения и воссоздания храма. Его заслуги в реконструкции церкви трудно переоценить. Если нужно, был и штукатуром, и маляром, и плотником. С большой отдачей сил трудились на приходе иеромонах Иннокентий Ручко, священник Николай Гаврильчик. При их служении была завершена газификация церкви и приходского дома, сооружена просфорная.
В конце 1998 года приход возглавил молодой священник отец Лев Бушуев. За время своего служения отец Лев заботливо продолжил восстановление, благоукрашение храма и его летнего придела. С его благословения и его попечением приобреталась церковная утварь, оформлялся алтарь, был заказан в Софрино и установлен с помощью работников завода «Ока» благолепный иконостас. Благодаря настоятелю и его матушке Галине в Навашинском районе началась просветительская деятельность. В храм потянулись молодые образованные люди, воцерковлялись семьи, службы стали более многолюдными. В 2001 году по благословению отца Льва для детей прихожан открылась Воскресная школа, которую возглавила матушка Галина, а с 2003 года приход приступил к изданию газеты «Вестник православия».
Сейчас в нашем храме служат три священника: настоятель – протоиерей Иоанн Ляпин и клирики – протоиерей Виталий Соловьев и иерей Андрей Дяур. Благодаря неустанному труду священников и прихожан открыта молельная комната в Центральной районной больнице. В с.Натальино открылся Приход Церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На глазах преображается заботами и попечением святых отцов внутреннее убранство храма: взвился под купол «кружевной» балкон клироса, старинные иконы помещены в специально изготовленные для них изящные резные киоты, особенно красивым и торжественным стал после ремонта алтарь в летнем приделе, установлен новый иконостас.
Этот светлый день
Накануне вечером правящий архиерей совершил в храме Всенощное бдение с чином воздвижения Креста. Древний православный обычай воздвигать Крест Христов, давший название празднику, восходит к IV веку. По завершении Всенощного бдения и помазания, Владыка благословил прихожан. На выходе из храма Варнаву уже ждали ученики Воскресной школы, которые приготовили подарки от всего сердца: испеченный пирог, цветы, стихи и песню. На следующий день Владыку встречали также тепло. На утренней Литургии присутствовало много прихожан, и их глаза излучали радость. После богослужения состоялся крестный ход, во время которого Владыка окропил православных святой водой. А также нашему храму была подарена икона Варнавы Гефсиманского. – В этот день Православная Церковь вспоминает событие, произошедшее в 326 году, когда мать императора Византийской империи Константина Великого, уже в преклонных летах решила найти тот самый крест, на котором был распят Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Для этого ей надо было предпринять трудное путешествие в Палестину, в город Иерусалим, и найти людей, могущих показать место, где находилась Голгофа – место казни Спасителя и двух разбойников. Почему у царицы Елены возникло такое сильное желание найти крест Господень? И почему его до этого времени никто не искал? Не искали, потому что языческая Римская империя, захватившая Иудею, старалась изгладить из памяти коренного народа, населяющего эту землю, веру в Единого Бога. И вера в Воскресение Христово язычников также не устраивала, так как ломала их представление о цели жизни, о мире, о сущности религии, важным элементом которой являлся культ императора как бога. Поэтому город Иерусалим был переименован в Элия Капитолина, наполнен статуями языческих богов, а на месте Голгофы стояло языческое капище, – рассказывал Епископ Выксунский и Павловский Варнава. – С объявлением христианства дозволенной религией, и после того, как императору Константину было явление Креста Христова перед важным сражением со словами: «сим победиши», он стал защитником христиан. С обретением великой святыни в укрепление и во славу Вселенской Православной Церкви появилась возможность сделать Иерусалим христианским.
Старый еврей по имени Иуда точно указал место, капище было разрушено, на месте казни было найдено 3 креста. Вопрос о том, на котором из них был распят Господь Иисус Христос, разрешился через чудо. Патриарх Макарий с молитвой ко Христу поочередно возлагал кресты на умершего человека, и крест Спасителя воскресил его из мертвых. Затем патриарх стал поднимать этот крест, чтобы его увидел народ, который, смотря на него, восклицал: «Господи, помилуй!». Теперь кресты носят на груди, ими венчаются купола храмов, они стоят на перекрестках опасных дорог. Крестом православные христиане осеняют себя, чтобы благодать Христова через это действие освящала наш образ мыслей, наше сердце, наши телесные силы. Так крест Христов из страшного орудия казни через Воскресение Христово стал великой силой, хранителем Вселенной, красотой Церкви, демонам губитель и укреплением верных в избранном спасительном пути в Царство Божие.
Приокская Правда - Выпуск № 77 от 01.10.2016 г.
Автор: Валерия РУДОМЕТОВА
Назад к списку