с. Липня, Навашинский район - Церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (газета "Приокская правда №75 от 24.09.16 г.)
Идут года... Река времени меняет все вокруг: что-то сглаживает, прячет в своей лучине, что-то выносит на поверхность.
И находки эти зачастую бесценны... Потому и не угасает интерес к истории, потому и живет в нас понимание того,
что только зная путь своего народа, чтя его героев, можно уверенно смотреть в будущее.
И нет забытых войн, и нет забытых строк, есть память...
Сергиевская церковь в Липне
Под таким названием на краеведческой странице «Приокской правды» от 14 мая и 4 июня 2016 года была опубликована статья краеведа Владимира Корчина. Он просил читателей сообщить в редакцию или ему лично замечания или дополнения по тексту. В такой просьбе не было ничего удивительного. От описываемых в статье событий нас отделяет больше семи десятков лет. За это время могли появиться новые данные по истории церкви. Живы еще липинцы, видевшие и Сергиевскую церковь, и сгубивший ее пожар. Любая новая информация интересна. Впрочем, слово автору.
В протоколе заседания значится...
Отклики на статью о Сергиевской церкви села Липня были. Их немного, но очевидно: газетные публикации на исторические темы читателей интересуют. Расскажу о более значимых. В числе первых позвонила Алевтина Ивановна Яснова, урожденная Кулева. Сопоставляя год своего рождения (1938) и год поступления в первый класс Липинской школы, она довольно убедительно утверждала, что церковь сгорела в 1946 году.
Я обратился к заведующему архивным сектором администрации городского округа Наталье Торгашовой. Работники архива оперативно и грамотно провели поиск и обнаружили протокол заседания Липинского сельского Совета от 29 сентября 1945 года, где вторым пунктом значится: «Об использовании остатков сгоревшей церкви».
В протоколе отмечалось, что оставшееся от церкви помещение находится без надзора, к дальнейшей эксплуатации без проведения ремонта не пригодно и т.д. Выходит, церковь не сгорела полностью? Владимир Михайлович Лялин, старожил Липни, свидетель пожара, упомянутый в статье, просветил меня и на сей счет. Оказывается, при пожаре уцелела каменная сторожка, построенная гораздо позднее года открытия церкви, и с точки зрения краеведа мало интересная.
Главное: протокол, неоспоримый документ, подтвердил факт гибели Сергиевской церкви при пожаре в конце лета 1945 года.
В дар музею
В статье о церкви говорилось, что спасенные при пожаре документы из архива церкви утеряны. Такое утверждение опроверг Алексей Иванович Лялин, мастер Навашинского газового участка, представитель известного липинского рода Лялиных. Его сын Иван, несколько лет назад окончивший юридический факультет Нижегородского государственного университета и работающий в областном центре, вопросами истории интересовался еще в школе. Однажды в интернете Иван наткнулся на файл, где упоминалась Липня. Он «скачал» на домашний персональный компьютер фотокопию «Обыскной книги» Липинской церкви за 1895-1905 годы, содержащую 200 страниц.
Увидев в «Приокской правде» материал о Липинской церкви, Алексей Иванович позвонил автору. Мы с ним встретились, интересно поговорили. Он передал мне электронную копию «книги». Я, в свою очередь, передал записи заведующей историко-краеведческим музеем Анне Терешкиной. Та попросила поблагодарить семью Лялиных, что я с удовольствием и сделал. При этом Алексей Иванович сказал: «Я очень рад, что эти мате¬риалы переданы в музей. Они не будут отлеживаться в личном компьютере, а станут доступны всем! интересующимся историей нашего края».
Но как копия обыскной книги оказалась в интернете? На сей счет у Лялиных есть очень достоверная версия.
По версии
К копии обыскной: книги Липинской церкви прилагается любопытная фотокопия, из которой видно; что книга хранилась в библиотеке Юрия Ивановича Аксенцева в городе Челябинске. Из дальнейшего текста следует, что она является собственностью православной церкви, Челябинской православной общины. Там же проставлена дата: 131 мая (13 июня) 2002 года. Судя по всему, именно в этот день она и была зарегистрирована, как собственность общины. Далее идет описание состояния книги, а также список лиц, заверивших книгу. В их числе протоиерей А. Виноградов (член Владимирской духовной консистории), священник Липинской церкви Константин Оранский и псаломщик Симеон Филоматов. Каким же образом книга оказалась в Челябинске?
Известно, что после пожара некоторые из церковных книг Оказались у Ивана Михайловича Гудкова - липинца, очень интересовавшегося историей. После его смерти книги затерялись. И вот след одной из них нашелся.
Версия на этот счет Алексея Ивановича Лялина очень убедительна. Дело в том, что Борис, сын Иван Михайловича, в свое время переехал и долгое время жил в городе Златоуст Челябинской области. Он, как и отец, очень уважительно относился к старым документам. Нет ничего удивительного, что на склоне лет он передал книгу, которая у него хранилась, представителям церкви. Возможно, передал еще что-то. Во всяком Случае, появление обыскной книги в интернете дает основания для надежд...
Обыск брачный
Именно так именовался документ, весьма значимый и для церкви, и для гражданского обществу, с которым были знакомы многие миллионы взрослых православных россиян.
С чего начинался процесс бракосочетания? Священно - или церковнослужитель церкви проводил опрос пары, желающей вступить в брак, а также их поручителей (свидетелей). На основании опроса заполнялся специальный бланк, отпечатанный в синодальной Типографии. Часть текста была отпечатана типографским способом, для записей оставлены пробелы. Этот двухсторонний бланк как и сама процедура опроса, именовались «Обыск брачный». Под словом «обыск», возникшим очень давно, понимался именно опрос. А по своей сути «Обыск брачный» являлся свидетельством о браке.
Бланки были сброшюрованы в книгу, которая звалась «обыскная книга», прошнурованы, а шнуровка опечатана печатью инстанции, выдавшей книгу. К примеру, обыскная книга Липинской церкви, о которой идет речь, была выдана из Владимирской Духовной консистории 17 января 1895 года. После окончательного заполнения книга представлялась в консисторию на ревизию. Что и было сделано в конце 1905 года. Подобные книги имелись во всех церквях.
Приведу текст документа, соединившего судьбы людей 120 лет назад дословно.
"ОБЫСК БРАЧНЫЙ"
1900 года сентября двадцать седьмого дня. По указу его императорского величества Владимирской епархии Муромского уезда села Липни, Сергиевской церкви священно- и церковнослужители производили обыск у желающих вступить в брак, и оказалось следующее:
а) Жених: села Липни крестьянский сын Иоанн Феодоров Корчин православного вероисповедания, жительствует в означенном селе Липня
б) Невеста: села Липня крестьянская дочь Наталья Васильевна Лялина православного вероисповедания, жительство¬вала доныне в означенном селе Липня
г) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених восемнадцати лет, а невеста восемнадцати лет, и оба находятся в здравом уме.
д) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению св. церкви брак, никакого нет
е) Жених холост, а невеста девица
ж) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от родителей своих позволение
з) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви, двадцать четвертого, двадцать пятого и двадцать шестого числа октября, препятствия к сему браку никакого никем не заявлено.
и) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: жених по (данным) нашей церкви 1882 года значится в числе рожденных 17 января под № 1. и невеста 1882 значится в числе рожденных 18 августа под № 10
л) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой села Липни Сергиевской церкви сего сентября двадцать седьмого дня в узаконенное время, при посторонних свидетелях.
1) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своею подписью как они сами, так и по каждому поручители, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду, по правилам церковным и по законам гражданским».
«Обыск» подписали жених и невеста, поручители по жениху и невесте, а также производившие обыск священник Константин Оранский и псаломщик Симеон Филоматов.
Если каждый «обыск брачный» имел очевидную ценность, то что говорить об обыскных книгах. Не случайно они хранились с великим бережением.
Владимир КОРЧИН
Страницу подготовила Татьяна МЕЛЬНТЬЕВА.
Фото-репродукция картины «Неравный брак» Василия Пукирева
из открытых интернет-ресурсов
Назад к списку