с. Липня, Навашинский район - Церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (газета "Приокская правда №37 от 13.05.16 г.)
Сергиевская церковь в Липне
Идут года...
Река времени меняет все вокруг: что-то сглаживает,
прячет в своей пучине, что-то выносит на поверхность.
И находки эти зачастую бесценны...
Потому и не угасает интерес к истории,
потому и живет в нас понимание того,
что только зная путь своего народа,
чтя его героев, можно уверенно смотреть в будущее.
И нет забытых войн, и нет забытых строк, есть память...
Несколько лет назад группа инициативных жителей подняла вопрос о постройке в городе Навашине православного храма. Тема оказалась актуальной и вызвала оживленную полемику. Несмотря на многочисленные пре¬поны, вопрос решился положительно. Недавно в начале улицы Советская начались работы по строительству храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Строится он на месте, где стояла липинская Сергиевская церковь, уничтоженная пожаром в 1945 году.
А многим ли известна история Сергиевской церкви села Липня? В книге очерков об истории Навашинского района «В краю Приокском» ей отведены две строчки. Попробуем на основе разрозненных сведений создать более полную картину истории храма. Родом из Большого Окулова
...Уходит она в прошлое села Большое Окулово. В книге «В краю Приокском» говорится, что в 1832 году в селе Большое Окулово была сооружена Крестовоздвиженская церковь. Да, в том году на средства богатого местного землевладельца и вотчинника села графа Уварова был возведен каменный храм, что стоит и поныне. Однако в книге не говорится, что этот храм в селе отнюдь не был первым. По данным окладных книг в 1676 году в Большом Окулове уже стояла деревянная церковь. В 1796 году ее разобрали и на том же месте построили новую деревянную с тремя приделами. В 1832 году убранство из нее перенесли в новый, каменный храм. Так что от прежней церкви, по существу, осталось лишь деревянное строение.
Граф Уваров, построивший в Б-Окулове храм, а вскоре на свои средства там же организовавший школу, почему-то не уделял такого внимания другой своей вотчине, большой деревне Липне. Но удивительно, что в начале крестьянской реформы 1861 года именно деревня Липня, а не село Б-Окулово стала волостным центром. Загадка истории?
Липня стала волостным центром, но липинские крестьяне остались прихожанами Большеокуловской церкви. Само положение, когда деревня по административному статусу оказалась выше села, вызывала недоумение. Предположу, что уже в начале работы только что созданных органов местного самоуправления был поднят во¬прос о придании Липне статуса села. Правда, для этого требовалось построить церковь, а денег для такого строительства у сельской общины не было. Но в недалеком Большом Окулове имелось бездействующее церковное здание. Липинцы обратились к соседям с просьбой уступить его для переноса в Липню. В итоге переговоров между представителями общин церковное здание в 1861 году разобрали, перевезли в Липню, где собрали с рядом изменений.
Липинские старожилы, люди весьма авторитетные, утверждали, что за здание церкви Липня расплатилась «натурой». В общинном владении жителей Липни имелось 297,2 десятины (около 300 гектар) «земли под покосом» - т.е. заливных лугов в Окской пойме с прекрасными травами. Луга были тем богатством, которым липинская община располагала в переговорах. В конечном счете она дала большеокуловцам многолетнее право заниматься сенокосом на определенной части своих лугов. Такой «бартер» был вполне в духе времени. Существовал и письменный договор между общинами. Очень интересно было бы взглянуть на этот документ.
На средства прихожан
В сборнике «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», изданном во Владимире в 1897 году, в частности, сказано, что церковь в Липне была построена в 1862 году на средства прихожан. В ней имелось два придела: центральный - во имя преподобного Сергия Радонежского, второй - во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Разумеется, авторы сборника не знали нюансов приобретения церкви. Но были правы, написав, что она построена на средства прихожан. Разве цена сена с общественных лугов не является средствами прихожан?
▲ Проект строящегося храма на ул. Советская
В 1862 году был открыт Липинский приход, куда назначили священника и псаломщика.
Они поселились в домах, стоявших на общественной земле, отведенной церкви. Земли при церкви, как отмечал справочник, было 744 кв. сажени. Служителям церкви положили оплату 680 рублей в год от служб и требоисповеданий.
Отслужили литургию. Церковь вступила в ряд действующих, еще одна из многих тысяч церквей России. По имени центрального придепа она стала именоваться Сергиевской. А Сергов день стал престольным праздником села Липня. Липня же отныне получила статус села.
Не подлежит сомнению, что деятельность церкви с первых лет была активной. Это были годы быстрого раз¬вития Липни. Ее население к концу века возросло на треть, перевалив за тысячу. Церковь не оставалась внакладе. Обрядам венчания и крещения было несть числа. Возьму родословную моей семьи. В январе 1882 года в Сергиев¬ской церкви крещен мой прадед Иван Корчин, в августе крестили мою прабабушку Наталью Лялину. В сентябре 1900 года Иван и Наталья здесь же обвенчались. В 1901 году был крещен мой дед Дмитрий, а годами позднее его сестры. Здесь же Дмитрий венчался, а его сын Глеб был крещен. На церковном погосте в феврале 1918 года упокоился прах другого моего прадеда Якова Матюшкина.
Это фрагмент из жизни всего одной семьи. А ведь из таких же «кусочков» складывалась жизнь большинства липинцев. И для очень многих обряды и таинства, совершаемые церковью, имели жизненную значимость.
Нет сведений о первых служителях церкви. Где-то около 1900 года в Сергиевскую был назначен отец Константин Оранский. Отзывались о нем, как о хорошем священнике, но был отец Константин очень упрям, что нередко вызывало споры между ним и прихожанами.
В 1912 году священником назначили Александра Вог-де-Камю. В архиве историко-краеведческого музея хранится фото 1912 года. На нем - большая группа руководящих работников судоверфи, в центре - управляющий верфью Сергей Ильин, справа и слева от него два человека в рясах - отцы Константин и Александр. Есть мнение, что эта встреча была организована именно в связи со сменой «руководства» Липинской церковью. Очень жаль, что по этому поводу в свое время не высказался ветеран судоверфи Иван Михайлович Гудков, человек с феноменальной зрительной памятью. Глядя на фотографии полувековой давности он безошибочно называл фамилии людей. И здесь он назвал всех, но... ему не за-дали вопрос, что это за встреча?
Случайным это фото не назовешь. Между администрацией судоверфи и руководством церкви существовали тесные отношения. Ни одно заметное событие в жизни предприятия не обходилось без молебна: их свершали по случаю закладки судов, при их крещении, при закладке новых зданий или окончании стройки, да и просто по поводу больших религиозных праздников. Естественно и руководство верфи своим партнерам помогало решать проблемы. И не будем забывать, что церковь, пользуясь своим влиянием на прихожан, в числе которых было много рабочих и их жен, могла влиять на разрешение конфликтов между администрацией и рабочими.
Жизнь и трагедия
Потом была мировая война, масса молебнов о здравии и заупокойных. Неизвестно, сколько липинцев сложили голову на фронтах этой великой войны. А ведь по церковным книгам это могли бы установить. Затем грянули резолюция и октябрьский переворот, весьма изменившие и людей, и отношения между ними.
...В Липне прошли детские годы Клавдии Кирсановой, ставшей профессиональной российской революционеркой. Ее именем названа одна из южных улиц города. В 1918 году Кирсановы передали в дар Липне дом на нынешней улице Советская для организации культурного досуга. Досуг в те времена носил революционный, а значит, антирелигиозный характер. Дом сразу стал культурным центром. Но любопытно, по чьему мановению его вдруг переименовали в «Домик Кирсановой»? Ведь Клава провела в Липне несколько детских лет, и дом этот ей не принадлежал никогда. Другой любопытный факт. Клавдия Кирсанова, как и ее муж Емельян Ярославский входили в элиту коммунистической партии, значит, были врагами религии. Более того, Ярославский считался одним из лидеров антирелигиозной пропаганды. Между тем, в Липне никаких особых мер борьбы с религией не было. Есть над чем задуматься...
Липинская Сергиевская церковь продолжала работать. Однако удар по церкви все же нанесли. Сошлюсь на статью Александра Бакулина в «Приокской правде». В 1930 году священник отец Александр (Вог-де-Камю) был арестован. Отсидев пять лет, вернулся домой. Но потом был вновь арестован и расстрелян.
Тамаре Тарасовой (Мироненко) и Зине Ядровой (Горшковой) в середине 30-х годов было лет по пять. Но они хорошо помнят, как ходили со своими мамами в церковь, как там было торжественно и красиво. Опираясь на эти и ряд других воспоминаний можно сделать вывод, что церковь продолжала работать. Но в 1938 году, опять же ссылаюсь на А.Бакулина, был арестован, а потом и расстрелян священник Веселовский. С Идой Михайловной Клусовой, бывшим учителем истории школы №2 и известным липинским краеведом, мы эту тему обсуждали. И сошлись на том, что церковь в Липне перестала действовать в 1938 году.
Многие из закрывавшихся храмов государство использовало в практических целях. В здании липинской церкви в конце 30-х годов разместили сборный пункт призывников. Потом для военнослужащих 99-го резервного стрелкового полка, размещенного в Липне, организовали столовую.
Среди призывников и солдат иные и перекреститься не могли. Таким не важен был и покой в храме, и святые лики, глядевшие со множества икон. Еще не разогнанный приходской совет, предвидя грядущее хуление храма, решил раздать иконы прихожанам. После чего приделы церкви опустели. Зато возник местный термин - «домашние иконы». Так называли иконы, перешедшие в руки прихожан. Они не раз применялись местными жителями для свершения религиозных обрядов. Были и женщины, которые могли и младенца окрестить, и проводить человека в последний путь. Вообще же вопрос о том, как свершались такие обряды на дому - тема особая.
Владимир КОРЧИН, краевед
В подготовке статьи принимали участие краевед Людмила Алексеевна Борисова,
заведующая историко-краеведческим музеем округа Анна Григорьевна Терешкина,
пенсионер Вера Анатольевна Гурьева.
Р.5. Убедительная просьба к читателям: если есть фактические замечания по тексту или сведения по истории липинской Сергиевской церкви, сообщите их письменно или по телефону в редакцию газеты (5-74-38), или автору (89063563985).
Продолжение читайте в следующей тематической странице
Страницу подготовила Татьяна МЕЛЕНТЬЕВА
Назад к списку