Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - "Легенды и предания Навашинского края" (газета "Приокская правда" № 57 от 29.07.2015 года)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

"Легенды и предания Навашинского края" (газета "Приокская правда" № 57 от 29.07.2015 года)

На севере района расположились имеющие потрясающе богатое прошлое селения. В их числе – Дедово, представляющее поистине огромную культурную ценность, окружённое легендами и преданиями; Спас-Седчено – уютное село со старинной церковью и живописными видами на старое русло Оки. Поздняково, Коробково и Чудь – пронизанные неповторимым духом русской деревни.

Топонимика селений

В этот раз мы отправились в сторону Вачского района. Проехав Большое Окулово, Поздняково и Коробково, оказались на лесной дороге, ведущей в старинное село – Дедово. В незапамятные времена на этом месте поселился дед. При его жизни был основан Никольский мужской монастырь, в то время он был деревянным. В 1552 году Иван Грозный пошёл в поход на Казань. Проезжая наши места, царь подошёл к монастырю. Как только самодержец въехал внутрь, кони вдруг остановились, никакие усилия не помогли сдвинуть их с места. Навстречу царю вышли седобородые старцы-монахи, «деды». На этом месте Грозный велел построить каменный Никольский собор. Ныне он является приделом Спасской церкви. Село, основанное тремя крестьянскими семьями, переселёнными из деревень Ильинской (исчезнувшая деревня, находившаяся немного восточнее Большого Свята) и Коробкова, возникшее вокруг монастыря, назвали в честь встречи царя с дедами – Дедово.

Происхождение названия села Спас-Седчено также связано с царём Иваном Грозным и его походами на Казань. В том же 1552 году татары, совершавшие беспрестанные набеги на деревни, решили окончательно посечь крестьян. В это время царь плыл по Оке в Муром. Войско сошло на берег и в кровавой схватке под селом, на берегу озера, разбило татар. Так Иван Грозный спас крестьян от сечи. По другому преданию, войско Ивана Грозного опоздало, а крестьян спасла рать, пришедшая из Мурома. В то время Ока текла другим руслом, восточнее современного. Поздно вечером пристал Иван Грозный к рыбацкой деревушке, состоявшей из двух изб, где ему тут же подковали лошадь и сообщили, что он запоздал со своим войском, муромское войско уже спасло крестьян. Переночевав в одной из изб, наутро грозный царь повелел в деревне воздвигнуть деревянную Покровскую церковь, а деревню, в память позднего прибытия своего, поздней ковки лошади, а, по иным источникам, ещё и опоздания своего на сечу, назвать Поздняково. Кроме того, повелел крестьян приписать ко Двору, чтоб они поставляли рыбу для государя.

Что же касается других населённых пунктов этой стороны, то название деревни Коробково происходит от фамилии помещика Кровкова, которому и принадлежало село. А на месте села Монаково в незапамятные времена был Никольский мужской монастырь. На его месте и возникло село, названное Монахово. Позже буква «х» в названии изменилась на «к».

Село Чудь было основано «Чудью белоглазой» - племенем финского происхождения. Впервые село упоминается в 1629-1630 годах. Чуть позже появились описания «Церкви Успения Пресвятые Богородицы в селе Чуди».

 На рубеже XIX  и XX веков храм был перестроен, он стал каменным. Среди других названий Чуди, фигурирующих в архивных документах и краеведческой литературе, есть и Троице-Перемилова пустынь (по преданию, здесь ночевали муромские святые Пётр и Феврония), и Юрьево, и Успенское. Последнее связано с сельской церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы, точнее – сразу с несколькими культа, возведёнными здесь в разное время.

Озеро Большое Свято, село Русаки

 

 

Недалеко от деревни Дедово находится огромное озеро, с которым связано большое количество легенд и преданий. Называется оно Большое Свято или Святое Дедовское. На спутниковых снимках и картах видно, что по своей форме озеро напоминает человека, однако голова его зрительно отделена от тела. На самом же деле «части тела» соединены подземными протоками. Это доказали окольцованные щуки: рыбу выпускали в воду в «голове», а вылавливали в Большом Святе. Возникло озеро в результате образования огромного карстового провала, коими чрезвычайно богат наш район.

По преданию, на месте Большого Свята находилось село Русаки, а там, где сейчас «голова» или, как называют это озеро местные жители, Крутомой, располагался Русаковский монастырь. Как гласит легенда, село вместе с монастырём ушли под воду между 1691 и 1764 годами. В  это время в церкви шло венчание, и когда земля начала проваливаться, пустая тройка лошадей рванулась с места и сумела спастись. После провала монастыря стали всплывать иконы, в том числе чудотворный Нерукотворный образ. Крестьяне перенесли его в дедовскую церковь, где он и находился до похищения в 2001 году. По слухам, не так давно икону нашли за границей в одной из частных коллекций.

Есть и ещё одно предание, связанное с русаковским монастырём. Согласно ему, якобы существовал подземный ход, соединяющий дедовскую церковь и местечко «Красное», расположенное недалеко от Русаков. К слову, есть и сейчас на озере остров, который называется «Красный», и место около турбазы, также «Красное». Старцы ходили в эти часовни молиться только чёрным ходом. Такая у них была заповедь. Куда шёл подземный ход, достоверно неизвестно, но он был.

Григорий Иванович Митин долгое время работал старостой в дедовской церкви. Однажды во время ремонта церкви он наткнулся на заброшенную дверь и хотел на досуге разобрать и посмотреть, но священник запретил. С образованием озера перестал существовать и подземный ход, по крайней мере, большая его часть. А ту, что сохранилась, священнослужители решили заложить, чтобы  любопытство не погубило никого из жителей.

Существует ещё одна, менее известная легенда о Большом Святе. В тёплые летние ночи, когда луна становится полной, на чёрной глади озера Свято можно видеть перевозчика-монаха, чьё лицо скрыто под большим капюшоном. Стоя в лодке, он беззвучно скользит по озеру, не притрагиваясь к веслу, и лодка несёт его сама по себе. Не причиняет зла монах живым, однако откликается на зов отчаявшихся: если кто окликнет его и попросит перевезти через озеро, молча причалит к берегу и также молча впустит на лодку. Но обратно тем, кто взошёл на лодку, пути уже нет. Как античный Хирон, перевозит монах людей через озеро: кто раз в его лодку вступит, того уже никто и никогда из живущих не увидит.

Чем удивительно озеро Свято? Даже в наше время в его окрестностях происходит множество чудес! Буквально несколько лет назад, в 2007 году вокруг озера поднялась невероятная шумиха: на мелководье выступил песчаный островок, формой поразительно напоминающий лик мадонны с младенцем. Тогда же на озере расцвели удивительные алые лилии, совершенно для этих мест не характерные.

 

Владельцы турбазы (а их на озере теперь множество), в акватории которой были явлены чудеса, мигом раздумали строить на берегу развлекательный комплекс и бросились к местному батюшке, а тот, в свою очередь, привёл паломников.

Спас-Седчено

 

 

Если идти от села Ефаново в Спас-Седчено по большой дороге, то после реки Муромки, справа будет урочище Вокнищи, а далее – песчаное место, здесь была деревня Бориха. В начале XIX века село принадлежало помещице Киселёвой, впоследствии вышедшей замуж за Есипова. Сестра её владела Борихой. В 1836 году сёстры решили построить в селе две каменные церкви. Есипова – в усадьбе, а сестра – под горой, около святого родника Подклённый. Каждая хотела завершить строительство раньше другой. Та, что строила под горой, наняла возить кирпичи беременную крестьянку, чем оттолкнула от себя людей. Селяне перешли к сестре. Видя, что церковь Есиповой возводится быстрее, соперница стала по ночам воровать у неё кирпичи и бросать их в озеро. Всё же Есипова построила церковь, а сестра нет. Строительство закончилось в следующем году. Престол – Преображение Господне с приделом Казанской Божией Матери. Село принадлежало Есиповым целиком. В 30-х годах двадцатого века церковь в Спас-Седчине, построенную помещицей Есиповой, закрыли. Не перенеся этого, церковный староста Барабанов собрал ценные книги, иконы и спрятал неизвестно где, а сам бросился с колокольни.

Чудотворная икона после закрытия церкви была перенесена в дедовскую.

Чудь

 

 

Как выяснилось, церкви в честь Успения Богородицы возводили здесь и в XVII, и в XVIII веках. По архивным источникам удалось установить, что храм, построенный комиссаром дворцовой канцелярии Романом Каменским в 1750 году, был «снесён» бурей 1 мая 1924 года и был разобран на дрова для местной школы. А в 1941 году жители Чуди приняли решение разобрать на кирпичи для новых строек ещё одну сельскую церковь, датируемую 1778 годом. Фотографии этого объекта вклеены в специальное дело о закрытии местного храма, которое хранится в Центральном архиве Нижегородской области.

Интересно, что этот старинный каменный храм не был учтён в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», изданном в 1897 году, а по своим формам и символике он напоминает масонский темпл.

Отходя от церковной тематики, необходимо рассказать о чудной Никольской ярмарке. К сожалению, предания о ней сейчас хранят в своей памяти единицы. Возможно, именно этот торг, на который съезжались представители всех сёл Муромского заочья, изобразил на своей картине «Ярмарка» в 1910 году известный художник – академик живописи Иван Семёнович Куликов (1875 -1941). Дальнейшего исследования требует и фонд Куликова в Муромском историко-художественном музее, где среди графических рисунков мастера могут быть изображения Чуди и её окрестностей.

Говорят, что в Чудь специально приезжали купцы из Коломны, чтобы приобрести алебастр, который добывали в окрестностях села. К слову, на старинной карте знаменитого картографа Менде недалеко от Чуди отмечен производственный хутор, дающий основания для таких разговоров.

Полина Алексеева

по материалам местного краеведа Людмилы Борисовой

 

 

 

 

 

 


Назад к списку