"Легенды и предания Навашинского края" (газета "Приокская правда" № 55 от 21.07.2015 года)
Навашинская земля имеет очень длинную историю: начиная от ее освоения мордовскими и финно-угорскими племенами, а впоследствии завоевания татаро-монголами, заканчивая походами Ивана Грозного на Казань и злодеяниями отрядов Емельяна Пугачева, а затем передачу этих земель князю Черкасову, с дальнейшим наследованием графом Шереметевым. Многие жители района знают его географию вдоль и поперек, однако даже не подозревают, что он представляет собой в историческом и культурном плане. Вместе с краеведом Людмилой Борисовой мы попытались собрать некий путеводитель по интересным историческим уголкам района.
Начать стоит, по утверждению Людмилы Борисовой, с самого его центра, куда мы и оправились. Проезжая по пути из Навашина в Горицы селения: Ольховку, Новошино, Князево, Безверниково и Сонино, можно поистине насладиться красотами местных ландшафтов. Здесь и поля, пестрящие обилием трав и цветов, и молодые леса, и неповторимый колорит российских деревень, приправленный самобытностью Навашинского края. Кстати, в каждом из вышеперечисленных сел и деревень во второй половине двадцатого века были найдены стоянки и могильники древних племен. А самим населенным пунктам не менее четырехсот лет! Это подтверждают сохранившиеся письменные источники. Подумать только, в каком древнем краю мы живем, и сколько значимых исторических событий связано с этой землей!
Топонимика селений
Названия Князево, Сонино и Новошино появились, когда Иван Грозный совершал походы на Казань. По преданиям, в Новошине у царской кареты лопнуло одно из железных колец, набиваемое на деревянное колесо, так называемая «шина», а встретившийся на пути цыган-кузнец поставил на колесо новую шину. В память этого события село, возникшее впоследствии на этом месте, назвали Новашина. Во время третьего похода, в 1552 году, находясь в Муроме, Иван Грозный решил очистить войско от всех лодырей и сонь, поселив их за Окой. Так появилась деревня Сонино. Безверниково же изначально было мордовской деревней и получило свое название из-за того, что местные жители долгое время не хотели принимать христианство.
«Девкина боровина»
Перейдя мост через реку Теша и попав в деревню Горицы, нужно пройти по Овражной улице до конца и свернуть направо, на Советскую. Сразу за деревней можно увидеть развилку трех дорог. Неподалеку от нее, там, где крутой берег Теши переходит в пологий, есть курган, который появился здесь еще в незапамятные времена, когда в местных лесах жили разбойники. Они грабили и убивали проезжих купцов на старинном сибирском тракте, который шел от Давыдовского монастыря к Симбирску. Однажды они украли не только золото и драгоценности, но и дочь заморского купца. Привезя в свой стан добычу, разбойники решили поделить все награбленное. Все удалось поделить поровну, только красавицу не получилось. Решили разойтись с миром, но девушку и драгоценности похоронить в одном месте. Зарыли золото, драгоценности вместе с лодкой и дочерью купца. Эта боровина, около реки Теша, до сих пор остается безлесой и зовется «Девкиной боровиной». Местные, проходя по ней, часто оглядываются. «Был даже случай один: шли по боровине две девушки, видят, неподалеку красавица лен стелет. Прошли мимо, а через мгновенье опомнились, что не время еще лен расстилать, оглянулись назад: нет ни девушки, ни льна»,
- пересказывает слова очевидцев Людмила Борисова.
- Берега Теши таят в себе еще немало сюрпризов. Так, например, сто лет тому назад на песчаных отмелях Теши и Оки добывали полудрагоценный камень-кровавик и находили крупинки золота. Даже сейчас в речном песке можно найти маленькие красные камни, - делится Людмила Алексеевна.
«Старая пристань» и озеро Катюрьево
На том же берегу реки Теша, вверх по течению, есть еще одно любопытное место, которое называется «Старая пристань». С этим местом также связана старинная легенда: когда-то местные разбойники переправляли награбленное добро из села Сонино в Горицы. Плыли они на ботниках, и один из них вдруг накренился, и с борта в воду упал огромный золотой самовар. Как ни искали его разбойники, найти не смогли. С тех пор горицкие мужики, ловившие рыбу в этом месте, каждый раз, бросая сеть, надеялись выловить этот самый золотой самовар. Сегодня в этих местах люди собирают грибы, ягоды и травы. В этом году, кстати, аккурат над «Старой пристанью», на высоком берегу Теши, растет очень много подберезовиков и подосиновиков, а на территории близлежащих горельников летом можно найти малину, а осенью клюкву. Старожилы говорят, что особенно много клюквы и черники можно найти недалеко от озера Катюрьево на одноименном болоте. Озеро это окружено лесом и равноудалено от деревень: Горицы, Давыдово и Валтово. Вода в нем необычно черная, а дно усеяно упавшими в воду деревьями. Не один рыбак оставил здесь свои сети, зацепившиеся за подводные коряги. Многие из жителей окрестных сел и не подозревают, что 240 лет тому назад здесь находился разбойничий стан: отголоски кровавого пугачевского мятежа дошли в те далекие времена и до наших мест. Муромские дремучие леса стали пристанищем разбойных шаек. Разрозненные группы бунтовщиков свирепствовали, терроризируя местное население, проживающее в селе Давыдово, деревнях Сережа, Березовка, Замчаловка, Горицы, Валтово, Натальино и многих других. Разбойники уводили лошадей, резали скот, разоряли улья, отнимали одежду и обувь. Много людей было взято в плен, завербовано в разбойничьи шайки под всякими угрозами. Стоянка одной из таких групп как раз располагалась на берегу озера Катюрьево. В то время из Оренбурга в Москву должен был идти обоз с золотом и серебром. Об этом каким-то образом стало известно разбойникам и, вооружившись, они стали поджидать драгоценный груз. Задуманное удалось. Награбленные сокровища разбойники спрятали «в пещерах, в горе, стоящей по левую руку от большой дороги, ведущей от Мурома на Ардатов», как гласит одно из сохранившихся преданий. Нападение на обоз вынудило императрицу Екатерину II отправить в муромские села секретную экспедицию во главе с полковником Дервицем для поимки злодеев. В окрестностях села Давыдово произошла кровавая схватка, а на протяжении 35 верст по Давыдовской дороге были расставлены двенадцать пикетов. Постепенно солдаты уничтожили все разбойничьи шайки. Жизнь лесных жителей потекла мирно и спокойно. А на том месте, где произошла схватка, сам Серафим Саровский, по преданию ходивший из Сарова в Муром по нашим лесам, поставил дубовый крест и пророчески сказал, что на том месте будет поставлена церковь во имя иконы «Утоли моя печали». К слову сказать, предсказание сбылось, и позднее там, где стоял крест, построили Дальне-Давыдовский монастырь.
Автор: Полина Алексеева
Назад к списку