Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

с. Жайск - Церковь в честь Воскресения Христова

 

    Село Жайск на реке Оке находится в 170 верстах от губернского города и в 50 - от уездного.

      В писцовых книгах 1629-30 г.г. в числе деревень пожалованных в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину, значится деревня Жайск. В ней в то время было 19 дворов крестьянских, 7 бобыльских и 7 дворов пустых.

      Из надписи на напрестольном Евангелии, сохранившемся в церкви Погоста Космадемьяновского, видно, что в 1655 (1647)г. Жайск было деревней. Но в окладных книгах Рязанской Епархии за 1676 год здесь уже показана приходская церковь. Следовательно, построение церкви и открытие Жайского прихода нужно относить к началу второй половины XYII века.

          По этим окладным книгам в селе Жайск значится  церковь Воскресения Христова, при церкви поп Игнатий, в приходе двор Якова Степанова сына Пушкина, а в нем живет приказчик. Крестьянских дворов в селе 43 и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 163 двора); деревня Мякишева, в ней 15 дворов крестьянских (ныне здесь 27 дворов).

          Вышеуказанная церковь была деревянная, в 1803 году она сгорела и вместо неё в том же году начато постройкою каменный храм…

В документах Владимирской духовной консистории имеется дело «О построении в селе Жайском каменной церкви», 1808 г.

В деле имеется прошение «Великому Господину преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и кавалеру Муромской округи села Жайского священника Алексея Егорова и старосты церковного вотчины Господина Тайного Советника Петра Ивановича Юшкова, того села крестьянина Макара Егорова с приходскими людьми…»

«Бывшая в означенном селе Жайском деревянной Воскресенской церковь в прошлом в 1806 году июля 7 дня сгорела от громкого удара и с того времени приход наш для исправления служений и треб приписан к посту Козмодомианскому. Ныне же мы желание имеем построить вновь каменную церковь во имя Христова с приделами, в трапезе настоящей церкви по правую сторону Казанской божией Матери, а по левую святых безсребренников и чудотворцев Козмы и Домиана. На первоначальное же заведение сего строения церковной суммы на лицо имеется пятьсот рублей, да сверх сего кирпичу состоит в готовности сто пятьдесят тысяч, извести и бутового камня довольное количество приготовлено.

Посему Ваше преосвященство Милостивого Архипастыря покорнейше просим на построение вновь каменный с приделами церкви дать благословенную грамоту…

… 1808 года июня 12 дня по слушании сего прошения в консистории определено: исполнить по резолюции Его преосвященства.

Во Владимирской духовной консистории по справке оказалось:

«По присланной в консисторию от благочинного Муромской округи погоста Липовиц священника Алексея Степанова за ую 1807 года половину ведомости показано, что той же округи в селе Жайском церковь сгорела от громовых ударов, при ней приходских дворов сто девять, в них мужеска пола триста пять душ, все сие прихожане помещичьи крестьяне, пашенные земли в всех трёх полях о тридцати десятин сенного покосу три десятины, усадебной, дворовой и под кладбищем одна десятина, никакого плана не имеется, а отмежевана в общем владении с крестьянами, и священноцерковнослужители оною землею не владеют, а состоят издревле на руче».

В документах Владимирской духовной консистории также имеется дело «Об освящении новоустроенных приделов в селе Жайском», 25 октября 1810 г.

«Великому господину Преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и кавалеру Муромской округи села Жайского священника Алексея Егорова».

«Покорнейшее прошение.

В следствие данной от Вашего Преосвященства грамоты в оном селе при вновь строящейся каменной церкви, придельные храмы: 1-й Казанской Богоматери и 2-й во имя безсребренников и чудотворцев Козмы и Дамиана отстроены и всем принадлежащим к освящению приготовлены к ему.

Того ради Ваше Преосвященство! Милостивого Архипастыря покорнейше прошу означенные новоустроенные храмы Казанский и Козмодамианский дозволить освятить благочестному Муромской округи погоста Липовиц священнику Алексию Степанову и выдать два Антимиса и учинить в селе Архипастырское благорассмотрение 3 октября 1810 года…

…: исполнить по резолюции Его преосвященства, священнику объявить оную означенную».

В деле имеется опись имущества, составленная 2 октября 1810 года благочинным Муромской округи погоста Липовиц священником Алексеем Степановым «той же округи села Воскресенского, Жайского тоже новостроенной церкви во имя Воскресения Христова с трапезной, с приделами».

В документах Владимирской духовной консистории имеется клировые ведомости церкви Воскресения Христова села Жайского Муромского уезда Владимирской губернии за различные годы, в которых сообщается:

1.Церковь в 1810 году, а трапезная распространена и освящена 1869 и 1870 года тщанием прихожан.

2.Зданием каменная с таковою же колокольней и оградою.

3.Престолов в ней три: в настоящей холодной вчесть Воскресения Христова, и в трапезной тёплой правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Св.Безср. Косьмы и Дамиана.

4.Ризницею, утварью и св. иконами снабжена достаточно.

5.По штату при ней положены: священник, дьякон и псаломщик.

6.Жалование положено: священнику – 300 руб., дьякону – 150 руб., псаломщику – 100 руб.

7.Кружечных доходов за 1911 год получено: 521 руб. 03 коп.

8.Другие источники содержаний членов причта и количество поступающего в них дохода:

- от сбора печёных и зерновых хлебов 9 руб. …

9.Земли церкви состоит: пахотной 28 дес. 789 кв. саж., сенокосной 1200 кв. саж. И отмытый участок сенокосной земли рекою. Оною 2 дес. 1342 вк. саж. Всего 31 дес. 961 вк. саж.

10.Качество церковной земли: удобная.

11.Средний доход ею приносимый: 39 руб.

12.Дома для священно и церковнослужителей собственные деревянный из купленного леса, на церковной земле и составляют собственность причта. Другие здания принадлежащие церкви: здание для церковно – приходской школы.

13.Состояние домов хорошее.

14.На содержание священно и церковнослужителей жалованья ни от куда никакого не производится, а причт пользуется:

а) покосною землю, приносящею – 10 руб.

б) пахотною – 150 руб.

в) сборами ржи, пшеницы, и печёным хлебом – 70 руб.

г) от плат требоисправление около – 300 руб.

А от всех вышеуказанных статей – 530 руб.

15.Зданий принадлежащих к сей церкви никаких нет.

16.Растоянием сия церковь от консистории в 170 верстах от местного благочинного в селе Арефине, в 21 верстах и от уездного города Мурома в 50 верстах от ст. «Чулково» М.н.ж.д. в186 пристоит «Жайск» в 2 верстах; почтовый адрес церкви: Почтовое отделение «Яковцево».

17.Ближайшие к сей церкви: погоста Космодамианского в 3-х верстах и села Яковцево в 7 верстах.

18.Приписанных к сей церкви: 3 часовни, из которых одна и две деревянных.

19. Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных не имеется.

20.Имеющиеся в приходе школы:

1) Жайская женская церковна-приходская школа. Учительницей в ней состоит Надежда Ивановна Соловьёва с 1902 года.

2) Жайское Земское училище. Учительницами в нём состоят – Вера Николаевна Орлова с 1898 года и Зинаида Николаевна Мышецкая, с 1911 года.

Церковная школа помещается в доме собственном на содержание ей отпускается от церкви на отопление 30 руб. в сем году в ней обучается – мальчиков, 41 девочка.

21.при церкви состоит старостою церковным Иоанн Ирадионов Быков который должность свою проходит с 1909  года.

22.преосвященный в последний раз посетил приход в 1896 году.

            В составе причта в 1873 году были священники: Павел Вишневский, Николай Троицкий, Федор Сокоровский; дьячки: Павел Успенский, Василий Светозаров; пономарь Иван Кримов. Все члены церковного причта имели собственные дома на церковной земле. В Жайске с 1864 года существует земская народная школа. В 1896 году там обучалось 80 человек.

      В настоящее время село Жайск относится к Новосельской сельской администрации. По данным Вачского подразделения Нижгородстата на 01.01.2010 года там имеется 31 хозяйство, проживает 97 человек, в том числе 43 - мужского пола и 54 – женского.


Назад к списку