с. Горицы, Навашинский район - Церковь в честь Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца
Церковь в честь Святителя Николая Мир-Ликийского Чудотворца
«В писцовых книгах 1629 года церковь значится как «Погост Горицкий», это дает основание судить, что церковь была построена вблизи старого кладбища. Ближнее селение к ней было Горицы.
Горицкий погост при озере Никольском находится в 150 верстах от губернского города и в 30 от уездного на границе Муромского уезда с Нижегородской губернией.
Погост Горицкий значится в писцовых книгах 1629-30 годов: на погосте тогда была церковь во имя святого Николая Чудотворца «древяна клецки1 - строение мирское», то есть деревянный сруб, строение простое.
При церкви были: священник, пономарь, просвирница. Пашни церковной было 8 четвертей, леса 4 четверти, сена 30 копен.
В окладных книгах 1676 года в Горицах значится та же церковь, при ней двор попа Василия, дворы дьячков и просвирниц. В приходе деревня Сонино - 14 дворов крестьянских, 4 бобыльских; деревня Бельтево в ней 6 дворов крестьянских, и деревня Горицы - в ней 15 дворов крестьянских и 5 бобыльских. У попа Василия церковной земли 2 четверти и 30 копен покосов. В конце 1795 года церковь Горицкого погоста перестраивалась. В обновленную церковь были переданы иконы из Сретенской церкви города Мурома. В 1863 году старый деревянный храм был разобран и построен новый, также деревянный, руками горицких и сонинских плотников. Трапеза церкви была освящена в 1863 году, а главный храм был достроен и освящен в 1872 году. Храм был построен на деньги графа Дмитрия Николаевича Шереметева (сына Прасковьи Жемчуговой), а также на пожертвования жителей Сонино, Гориц, Белтево. Престолов в новом храме было три: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в трапезе теплой во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Михаила Малеина. Утварью, ризницей, богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особо чтима прихожанами икона Святого Николая Чудотворца, на ней были подвешены серебряный крест с частицами святых мощей неизвестных святых. Причта в церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание они получают 539 рублей в год; проценты от продажи церковного леса, от аренды церковной земли 80 рублей; от служб и требоисправлений 400 рублей. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли под кладбищем 1 десятина 276 саженей. План и межевая книга имеются. Приход состоит из деревень: Сонино, Горицы, Бельтево. В коих по клировым ведомостям числится на 01.01.1896 года 806 душ мужского пола и 823 души женского. В церковно-приходской школе в 1896 году училось 32 ученика".
(По материалам книги «Описание церквей Владимирской Епархии», 1896 г.)
Священники без сомнения были самые просвещенные и умные люди в округе. В 1850 году священником в церкви был Василий Копулянский.В 1853 году он передает свой приход зятю Лаврову Андрею. Двое детей его стали учеными.
В конце XIX века священником церкви становится Лебедев Николай Петрович. Четыре его дочери стали учителями. Екатерина учила в Бельтеевке, Лида в Кутарине, Евлаша в церковно-приходской школе, Софья в Горицах.
Муж Софьи Николаевны Владимир Алексеевич Касторский стал последним священником этой церкви. Трагична судьба этого умного и человечного священнослужителя. Своими руками он построил дом, развел пчельник. Продавая мед, многим раздавал даром. Развел сад. Собственноручно построил терочную машину, чтобы тереть на крахмал мелкую картошку. Наравне со всеми участвовал в постройке моста через реку Теша у деревни Горицы. В 1937 году был репрессирован, осужден на 10 лет. Сидел в Ташкентской области (станция Сыр-Дарья) там и умер в 1943 году. В 1947 году умерла от горя и переживания жена последнего священника. Его дети, хотя и бедствовали, но выучились и стали педагогами, инженерами. Галина Владимировна Касторская, как и ее мать, преподавала математику в Сонинской школе 41 год. Касторский Владимир Алексеевич посмертно реабилитирован за неимением вины.
В 1937 году церковь закрыли, но она простояла потом еще 50 лет и была в это время единственной деревянной церковью в районе. Сгорела зимой 1987 года от ребячьей шалости. По рассказам очевидцев церковь горела как свеча и ни одно из деревьев, росших вплотную к ней, не пострадало - весной зазеленели так, как будто пожара и вовсе не было.
Назад к списку