Вачское благочиние - Православные приходы Вачского благочиния - Мещёры
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Мещёры

 

 
Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

 


 

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

 

Название "Мещёры" указывает на то, что это поселение было основано в глубокой доисторической древности финским племенем мещера, которое когда-то населяло лесистое пространство на востоке от реки Оки, и возраст села - более тысячи лет.

Первые сведения о селе Мещёры относятся к концу XXVII века. По писцовым книгам 1676 года сельцо Мещёры значилось в числе государственных пашенных сел. Название "сельцо" свидетельствует о том, что до отнесения Мещёр к числу государевых, им владел кто-то из феодалов и в нем была его помещичья усадьба.

В сельце была тогда церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в церкви местных образов: образ Покрова Пресвятой Богородицы, убрус дороги полосатые, пелена кумачная, на пелене крест и кружево вышито мишурное, да прикладу крест серебряный да 35 копеек белых, да образ Пресвятой Богородицы Казанские в киоте, убрус полотняный, пелена дороги червчатые обложена дорогами желтыми, на пелене крест и кружево мишурное, прикладу 53 копейки белых, образ Казанской Пресвятой Богородицы, пелена крашенинная, образ Иоанна Богослова в киоте с затворами, на киоте отечество Христа Бога нашего с праздники, пелена крашенинная, образ пророка Ильи в киоте, пелена кумачная, прикладу 9 копеек белых, да на той же иконе мученика Флора и Лавра да образ Николая Чудотворца в киоте с житием, пелена крашенинная, образ Дмитрия Селунского да Екатерины Мученицы, пелена крашенинная, образ мученица Прасковьи в киоте, пелена кумачная, убрус полотняный, прикладу 19 копеек.

Двери царские, сень и столбцы на празелени да двери северные, на них благоразумный разбойник; в алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Казанские, убрус и пелена дороги червчаты, гривна серебряная позолочена, прикладу 13 копеек белых. На престоле индия выбойчатая, Евангелие печатное, Евангелисты медные позолочены, поволочено бархатом красным, покров крашенинный, сосуды деревянные, воздух выбойчатый и крашенинный, ризы полотняные оплечье да патрахиль да двои поручи - выбойчатые, крест благословенный, пояс нитяной с кистьми.

Да в приделе образ Ивана Предтечи, убрус и пелена кумачные, двери царские, сень и столпцы на празелени, двери северные, на них благоразумный разбойник, за престолом образ Пречистой Богородицы Знамения, убрус выбойчатый, прикладу 60 копеек, крест выносной с праздники, на престоле индития дороги червчатые, другая кумачная, Евангелие печатное, евангелисты медные, поволочего бархатом, покров крашенинный; кадило, укропник медный да перед местными образы две свечи поставные восковые на красках да свеча без красок да 4 свечи деревянные с красками. Да книг церковных: Апостол, Охтай, Треодь, Служебник - приклад боярина Никиты Ивановича Романова, Евангелие толковое, книга "Ефрем Сирин". Да на колокольне два колокола.

А строена церковь в 1650 году, около церкви огорожено забором, покрыто пластинами, в заборе ворота створчатые - строение приходских людей. Да на церковной земле поп Тимофей, а у него живет Литовского полону поляк Дёмка, пономарь, просвирница; под их дворами усадьбы десятина с полдесятиною и пол-пол-чети десятины. Да к той же церкви по указу Великого Государя Алексея Михайловича Романова дано середние земли по 6 десятин в поле.

Дворов крестьянских 18 и бобыльских 7 дворов; людей в них мужского пола 97.

По тому факту, что боярин Н.И.Романов передал Мещёрской церкви 4 церковные книги, косвенно можно предположить, чтодо 1676 года сельцом Мещёры и, возможно, некоторыми другими селениями, входившими в приход, владел Романов.

Что же касается Мещёрского прихода, то сведения о нем мы находим в окладных книгах 1676 года:

В селе Мещёры церковь Покрова Пресвятой Богородицы. У той церкви двор попа Тимофея, дворы пономарев и просвирницын да в приходе: 16 дворов крестьянских и 13 бобыльских; деревня Яковлева - 8 дворов крестьянских, 2 бобыльских, Кожонка - 7 дворов крестьянских, Солнцева - 15 дворов крестьянских, 1 бобыльский, Горбуниха - 15 дворов крестьянских, в двух дворах 2 избы, да бобыльских 4 двора, Вершинино (она же Галкино) - 12 дворов крестьянских, Малиновка - 7 дворов крестьянских, 2 бобыльских, Берёзовка - 27 дворов крестьянских и 6 бобыльских, Марцы (она же Медяны) - 11 дворов крестьянских, 1 бобыльский. Земли церковной из крестьянских дач по 4 четверти в поле.

Вышеописанная Покровская церковь существовала в Мещёрах до начала XVIII столетия. Вместо нее в 1716 году была построена новая деревянная церковь.

В 1836-1847 годах вместо деревянной церкви был устроен каменный храм. В 1839 году был освящен придельный храм. Престолов в новом храме два: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом - Рождество Ивана Предтечи. Внутренние церковные украшения не отличаются богатством; ризницей церковь снабжена достаточно, утварью не богата. Чего-либо замечательного своею древностью в церкви не сохранилось.

В селе Мещёры с 1893 года существовала церковно-приходская школа, учащихся в ней было в 1896 году 43.

Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: жалование от казны 400 рублей в год и доходов от служб и требоиспралений и от земли до 370 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 десятина 106 сажен, пахотной 30 десятин 1395 сажен, сенокосной 180 сажен. Под болотами, речками и дорогами - 2 десятины 453 сажени. План и межевые книги имеются только на два поля.

По данным 1896 года в приходе состояли село Мещёры (38 дворов), деревни: Якуниха (Яковлево), Солнцево, Галкино, Медяны, Горбуниха, Малиновка, в них, по клировым ведомостям, числится 177 дворов, 574 души мужского пола и 616 женского пола.

Надо отметить, что 6 дворов деревни Кожанка в 1676 году относились к Кубовскому приходу. По окладным книгам этого же года 7 дворов д.Кожанка относились к Мещёрскому приходу. ероятно, деревню (как это бывало) поделили между двумя приходами. Но есть и другое предположение, что существовало две деревни под одинаковым названием, точно, как две Березовки, две - Иголкино. Об этом свидетельствует и то, что наряду с существующей деревней Кожанка по более поздним актам была еще пустошь Кожанка.

В 1896 году деревни Верхняя и Нижняя Березовки, Федоровка уже не состояли в Мещёрском приходе, так как в Нижней Березовке образован свой приход.

В расписании приходов и причта Владимирской епархии от 7 апреля 1873 года отмечено, что в Мещёрском приходе было 736 прихожан мужского пола, в том числе в селе Мещёры - 104, Верхняя Березовка - 125, Нижняя Березовка - 177, Якуниха - 75, Солнцево - 54, Галкино - 37, Федоровка - 19, Горбуниха - 29, Малиновка - 35, Медяны - 81.

Службы в приходе отправляли церковнослужители. Представление об их составе можно получить из церковных документов (исповедные росписи, метрические книги, ревизские сказки от 28 июля 1811 года одноприходной Мещёрской церкви и другие).

Долгие годы, с 1771 по 1798 годы священником данной церкви был Моисей Григорьев. В 1798 году за слабостью здоровья отец Моисей в 58 лет был уволен с должности, но продолжал жить в Мещёрах и находиться за штатом. Умер в 1811 году в возрасте 71 года.

В 1795 году пономарем служил 30-летний Василий Михеев. В 1798 году он заменил Моисея; будучи определенным в священники, он прослужил в этой церкви примерно до 1824-1825 года. На этом посту его сменил священник Иоанн Федотович Липовицкий (служил примерно в 1824-1855 годы). После него священствовал Василий Иванович Архангельский (примерно 1855-1870 годы), зять И.Ф.Липовицкого, переведенный из дьяконов, коим служил с 1830 по 1855 годы.

Вслед за Архангельским священником был с 1870 по 1885 годы Петр Обтемперанский, а за ним - Аркадий Демокритов (1885-1915 годы).

Известно, что должности священнослужителей приходов замещали родственники - сыновья, зятья.

У священника Василия Михеева было три сына: Данила, 1784 года рождения, Петр, 1791 года рождения, Иван, 1795 года рождения. Данила Васильев в 1798 году в 14-летнем возрасте был определен пономарем на место, освобожденное отцом, который стал священником. Петр и Иван Васильевы в 1811 году учились во Владимирской духовной семинарии. У Данилы Васильева в 1805 году родился сын Алексей, а в 1811 году - Михаил. В более поздние годы в документах вновь упоминается имя Данилы Васильева, который в 1830 году находился на должности пономаря. Дважды встречается имя сына Данилы - Михаила Даниловича Мещёрского, который служил пономарем в 1840 году, дьяконом в 1850-1873 годах.

А уже в 1866-1867 годах пономарем служил Иван Михайлович Мещерский. Фамилия "Мещерский" была присвоена после зачисления в духовную семинарию, 


Назад к списку